Останкинская телебашня – на службе у народа? Проверка временем.

Останкинская телебашня – четвертое в мире по высоте свободно стоящее сооружение. Высота ее составляет 540 м. Конкуренцию ей составили: небоскреб Бурдж Дубай, телебашня Гуанчжоу и телебашня Си-Эн Тауэр.
Под действием ветра, отклонение вершины допускается на 11,65 м. При этом, башня просто переминается на опорах, если бы она этого не делала, то просто сломалась бы.
Гуттаперчевость башни обеспечена революционным предложением Никитина -стянуть изнутри ее ствол канатами по всей длине. Вот оно, никитинское ноу-хау, обмазанное специальным пушечным салом. Именно эти стальные канаты позволили башне остаться и такой тонкой. Их отсутствие потребовало бы серьезного увеличения ее диаметра. Именно благодаря этим канатам, натянутым как струны, башня может достойно встречать невзгоды погоды.
Было запроектировано 150 канатов, сначала было 180, потом удалось получить канаты, которые допускали больше усилия натяжения и вместо 180 сделали 150 канатов. При строительстве, один канат вышел из строя, и осталось 149 канатов. Канаты берут свое начало в основании в конусной части телебашни, там же, где огромные окна-иллюминаторы находится и зал телевизионных передатчиков. Вот как описывают их устройство в научно-популярном фильме тех лет: «Каждый передатчик состоит из двух независимых полукомплектов, если один из полукомплектов вдруг откажет, тогда второй будет продолжать работу». Сегодня о передатчиках можно все повторить слово в слово, за все годы работы Останкино их ни разу не меняли.
В огромных шкафах формируется телевизионный сигнал, дальше он вылетает в трубу в буквальном смысле. Трубы под потолком как в котельной – волноводы, кстати, тепла это все хозяйство вырабатывает тоже как хороший отопительный котел. Из аппаратной трубы-волноводы ведут в ствол башни, здесь они соединяются с другими трубами, только вертикальными, так называемыми фидерами – это такие толстые кабели.
От них сигнал добирается до антенн. Сама антенна – это только верхняя металлическая часть башни, она начинается на высоте 385 м. Гигантская бетонная опора башни обеспечила уверенный прием передач в радиусе 120 км.,против 60 шабаловских. К тому же, на Останкинской башне вмещается больше каналов, так что ее антенна еще поделена и на секции.
В сентябре 66-го на высоте 385,5 м. бетонная часть башни была завершена. Дальше предстояло устанавливать, собственно, металлическую антенну, и одна эта антенна была высотой с Шуховскую башню.
Поднимали ее наверх по секциям, не используя при этом никаких вертолетов, обходясь подъемными кранами, но подъем первой же арки, окончился аварией. Грохотом рухнувшей со 120 м. секцией антенны встретили строители новый 67 год. Никаких выводов не последовало, только, вместо изуродованной части антенны, изготовили новую, чтобы не срывать сроков сдачи объекта.
Руководители страны к строительству невиданного сооружения относились трепетно, но зарезервировали в доверху напичканном аппаратурой полукилометровом гиганте место и для своих привилегий. Впервые, благодаря башне, заработал в Москве радиотелефон. Впрочем, правительство качеством новой связи осталось недовольно. Связь оказалась слабой – не доставала до подмосковных резиденций. Когда возник вопрос о том, как улучшить правительственную связь, было решено антенну правительственной связи, поставить выше всех.
На земле все так же было предусмотрено, одна из многочисленных студий Останкинского телецентра долгое время была секретной. Правительственная студия номер 6 была специально оборудована для передач особой важности. Там были и отдельный подъезд для лимузинов, и помещение для охраны, и специальное оборудование.
Но даже обычные останкинские студии строились как целые сооружения внутри сооружения. Под каждой из них есть так называемое подстудийное пространство, там стоят мощные амортизаторы, на которых студия покоится. Сделано это для лучшей звукоизоляции, которая усиливается специальными дверьми, вес такой двери, наглухо закрывающей пространство съемок - 6 т.
Неизвестно какого шума опасались создатели телецентра, но его работники говорят, что грохот проезжающих танков, в студию, а значит в микрофон, а значит в эфир - не попадет. Государственный информационно-пропагандистский конвейер старались гарантировать от неожиданностей еще на стадии проектирования.
Смутные тревоги строителей нового информационного храма получили основание спустя почти 30 лет поздним вечером 3 октября 1993 г., когда тьму на улице Королева пронзили трассирующие пули, а ночную тишину взорвал звон стекла. Телевизионное здание таранил грузовик воинствующих сторонников Верховного Совета, разжалованного президентом Ельциным. Новые революционеры будут брать штурмом не почту, телеграф и телефон, а телевидение. Видимо это было ясно уже тогда, когда телевидение выводили на новые государственные орбиты. В отличие от атомного, силу этого оружия поняли почти сразу.
В 67 г. принимать у строителей важный объект политбюро ЦК отправилось, чуть ли не в полном составе, во главе с Брежневым. Как свидетельствует кинохроника руководители партии и правительства пришли в Останкино всерьез и надолго. Они прослушали лекцию об устройстве телебашни, изучили передатчики, оценили вид столицы руководимого ими государства со смотровой площадки и наконец, не отказали себе в высотном удовольствии.
В ресторане устроили обед из привезенных продуктов, опечатанных сургучом. Это только романтическая эпоха советских 60-х позволила в сложнейшем инженерном, государственной важности объекте, устроить еще и легкомысленную светскую часть: смотровую площадку и ресторан на высоте 337 м. над землей.
Николай Никитин сразу понял, что зрелище столицы с такой высоты дорогого стоит и не ошибся, обустройство именно этой эффектной, но не несущей идеологической нагрузки секции инженеру действительно обошлось дорого. Когда выяснилось, что башню будет качать, то ресторан вычеркнули из проекта и из сметы. Зачем нужен ресторан, где посетителей будет тошнить. Никитин убедил, что на этой высоте башня почти не качается. Трехэтажный ресторан взлетел на высоту 330 м.
Стоимость Останкинской телебашни по проекту должна была составить 13 млн. руб., фактически на строительство, отделку и оснащение было затрачено 39 млн. руб. Строительство здания телецентра обошлось государству в 220 млн. руб. и такую же сумму потребовало его техническое оснащение.
Башня служила верой и правдой 30 лет и 3 года, пока, в один воскресный летний день, высоко в металлической части антенны, на отметке 380, не появился легкий дымок. Посетителей смотровой площадки и ресторана эвакуировали в течение часа. Сложнее было с сотрудниками, выбор между чувством долга и самосохранения каждый делал сам. Погибли люди, со столичных экранов один за другим исчезли телеканалы. Виновников быстрого распространения огня специалисты называли таинственно – фидер. Слово фидер назавтра знала вся страна. Вспыхнули не сами кабели, а их изоляционная оболочка. Она оказалась горючей.
Однако, творение инженера Никитина, обмануло все самые страшные ожидания и даже, кажется, законы физики. Башня выстояла. Вслед за медными трубами славы успешно прошла и огонь и воду! Само, центральное телевидение, ради мощи которого и возводился Останкинский телецентр, развалилось на куски вместе с породившей его Советской империей. Этот воздушный замок идеологии построили на песке. Это, впрочем, никак не сказалось на Останкинской телебашне - главном проводнике утопических идей. Это сооружение может и летать в облаках и прочно стоять на земле!