Марта Геллхорн посвятила всю сознательную жизнь журналистике.


При жизни Марта Геллхорн интересовала журналистов только в контексте ее отношений с Эрнестом Хемингуэем. На все вопросы о муже она с раздражением отвечала: «Почему я должна быть сноской в ​​чьей-то жизни?» Жизнь Геллхорн как до, так и после встречи с Хемингуэем была насыщена событиями и напоминала приключенческий роман, а брак с автором «Потерянного поколения» явно не был причиной ее ошеломляющего успеха.

Марта родилась в 1908 году на западном берегу реки Миссисипи – в городе Сент-Луис. Ее отец, Джордж Геллхорн, был гинекологом, а мать, Эдна Фишелл, была суфражисткой, активисткой и защитницей прав женщин. В 1916 году Эдна организовала митинг и потребовала от правительства предоставить американским женщинам право голоса. На акцию протеста пришло около 7000 человек, но Фишелл не побоялся взять с собой восьмилетнюю Марту. Девушка была одета в белую одежду, которая, по замыслу ее матери, символизировала образ женщины будущего. Тогда будущая журналистка назовет мать проводником, примером и «севером» в своей жизни.

Помимо своей матери, Геллхорн восхищался Элеонорой Рузвельт. Она назвала ее абсолютно бесстрашной и героической женщиной. Наблюдая за первой леди Америки, Марта научилась смелости, готовности к риску и умению кардинально изменить собственную жизнь независимо от обстоятельств. Например, в 1927 году девушка решила покинуть колледж Брин-Мор, в котором она училась долгое время, и начать работать в журнале The New Republic. В 21 год Марта бросила все и переехала в Париж, взяв с собой лишь два чемодана и пишущую машинку. О своем поступке Геллхорн сказал бы так: «Моя жизнь началась в феврале 1930 года». Что случилось с ней в Париже и что повлияло на ее решение стать военным корреспондентом – расскажем далее.

Бедствие, которое видела Марта

После нескольких месяцев пребывания в Париже Геллхорн начала работать в журнале Vogue, где писала статьи о моде, посещала показы известных дизайнеров и общалась с местной элитой. На одном из мероприятий она познакомилась со знаменитой писательницей Сидони-Габриэль Колетт, которая дала начинающей журналистке редакционный совет и однажды сказала: «Боюсь, ты слишком умен, ты судишь о том, что делаешь, пока ты» работаешь, это катастрофа. Вы должны верить в то, что делаете, и критиковать, когда закончите».

В 1934 году Марта вернулась в США и по поручению администрации президента отправилась в командировку по родной стране, чтобы написать серию очерков о последствиях Великой депрессии для различных слоев населения. Геллхорн посетил «текстильные» города Северной Каролины и Новой Англии, прогуливаясь по трущобам и собирая истории мужчин, женщин и детей, страдающих от бедности и голода. Профессиональные наблюдения Марты были изложены в статьях, а ее личный опыт опубликован в книге «Катастрофа, которую я видела».



В 1936 году Марта завязала роковое знакомство с писателем Эрнестом Хемингуэем. В одном из баров Флориды девушка увидела крупного неопрятного мужчину в грязных белых шортах и ​​рубашке. Они разговорились и решили вместе поехать в Испанию, чтобы следить за событиями гражданской войны. Марта приехала в Барселону с одним рюкзаком, небольшой суммой денег в кармане и рекомендательным письмом из журнала Colliers, где она тогда подрабатывала. Никаких гарантий публикации отчетов у нее не было, но в дневнике был опубликован первый текст. В текстах Геллхорна сквозит восхищение героизмом испанцев, которые перенесли бомбардировку и осаду города без «ни малейшей паники, ни малейшей истерии»:

«После очередной статьи мое имя поместили в число учредителей газеты наряду с именами других журналистов, главного редактора и издателя. Я узнал об этом случайно. Конечно, это был момент, когда я официально стал военным корреспондентом»

Как бы парадоксально это ни звучало, Геллхорн не раз признавалась, что во время войны она чувствовала себя в безопасности, поскольку знала, что рядом есть хорошие люди, которые отстаивают право на светлое и мирное будущее для ее детей. Репортажи журналистки вызвали восхищение у ее коллег, а сам Хемингуэй восхищался бесстрашием своей возлюбленной, написав: «Все, что происходит с людьми, о которых она говорит, — правда; кажется, что это происходит с тобой, как будто ты сам здесь» (читайте также: Кровавые алмазы, предательство и казнь: как складывались судьбы жен диктаторов в XX веке).

Сумка 12storeez

Покупка

Расставание с Хемингуэем

Всю сознательную жизнь Марта проработала военным корреспондентом.

Обратите внимание: У КОГО ЕСТЬ РЫБА, ТОТ БУДЕТ СЫТ ВЕСЬ ДЕНЬ. У КОГО ЕСТЬ УДОЧКА -БУДЕТ СЫТ ВСЮ ЖИЗНЬ..

Она была непосредственным наблюдателем крупнейших военных конфликтов 1940-х годов — советско-финской войны и Чехословацкого фронта во время Второй мировой войны. На основании собственных репортажей с места событий Марта позже напишет роман «Пораженное поле» о беженцах, вынужденных покинуть родину из-за вторжения Третьего рейха. В 1940 году Марта и Эрнест вернулись в США и поженились. За месяц до свадьбы автор опубликовал роман «По ком звонит колокол», в котором описаны события Гражданской войны в Испании. В посвящении книги указано имя Марты Геллхорн, а образ главной героини произведения в точности скопирован с журналистки (читайте также: 35 ироничных (но мудрых) цитат об отношениях известных людей).

«Раньше у нас была религия и прочая ерунда. И сейчас каждому нужно иметь кого-то, с кем можно поговорить по душам, ведь смелость смелостью, но ты все равно чувствуешь свое одиночество»

Эрнест Хемингуэй «По ком звонит колокол»



Произведения Геллхорна и Хемингуэя начали сравнивать с самого начала их брака. Журналисты отметили, что они оба родились на Среднем Западе в богатых семьях и добились успеха в качестве корреспондентов в Европе. Марту возмутили такие сравнения, особенно когда критики обнаружили сходство между ее стилем письма и стилем ее знаменитого мужа. Из-за этого их союз был разрушен изнутри: в своих дневниках Марта делилась тем, что муж сводил ее с ума ревностью и постоянными физическими оскорблениями. Из-за ее частых путешествий Хемингуэй выдвинул ультиматум: «Ты либо военный корреспондент, либо женщина в моей постели». Марта не выдержала церемонии с мужем и приняла волевое решение расстаться после пяти лет брака.

Карьера военкора

В 1944 году Марта должна была поехать освещать высадку союзников в Нормандии, но оказалось, что ее бывший муж получил аккредитацию от журнала Collier's. Это не смутило и не остановило журналиста: ради материала Геллхорн тайно поднялся на борт госпитального корабля, шедшего во Францию, затем сошел на берег в Нормандии, чтобы лично наблюдать за высадкой союзников.

Другим значительным достижением в карьере Марты было руководство освобождением узников немецкого концлагеря Дахау. Позже Геллхорн скажет, что Дахау была ее главной целью как военного корреспондента: «Я добралась туда и была там в день окончания войны. Это был полный и абсолютный ужас. Все, что я сделал, это рассказал все как есть». Доклад Дахау прославил Геллхорн и установил стандарты для других журналистов ее поколения.

После окончания Второй мировой войны в жизни корреспондентки возник личный кризис: она разочаровалась в действиях правительства родной страны, заявила, что не может жить в колониальной державе, и покинула США. Сначала девушка жила на Кубе, затем в Италии и Кении, а последние годы провела в Англии. В преклонном возрасте Геллхорн освещала войну во Вьетнаме, арабо-израильский конфликт и вторжение США в Панаму в 1989 году. Марта впервые отказалась от поездки в горячую точку в 1992 году, когда в Боснии и Герцеговине началась межэтническая война. Она объяснила свое решение так: «Слишком стара. На войне надо быть ловким» (читайте также: Защитники в юбках: истории женщин, совершивших подвиги в ВОВ).


В конце жизни у Геллхорн диагностировали рак яичников: болезнь мешала ей не только путешествовать, но и писать. Марта решила покончить с собой, приняв таблетку цианида. 89-летняя журналистка умерла 15 февраля 1998 года. Она вошла в историю как корреспондент, нарушивший один из важнейших принципов журналистики. Она заявила, что ее не волнует «вся эта чушь об объективности». Она твердо выступала против мирового варварства и продолжала быть впечатляюще независимой, писая с точки зрения свидетеля и никогда не отодвигая свои чувства на второй план.

Фото: Гетти Изображения

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Марта Геллхорн посвятила всю сознательную жизнь журналистике..