17 февраля 1982 года не предвещало никаких страшных событий.


Это был обычный зимний день. Около 17:00 сотни студентов и рабочих направлялись домой. По привычке они пошли в метро, ​​но понятия не имели, что это решение будет иметь для некоторых фатальные последствия.

17 февраля 1982 года

В тот день, как и в любой другой день, каждая станция метро была заполнена огромным количеством людей. Чтобы избежать скопления людей и обеспечить более комфортные условия передвижения, работники столичного метро задействовали резервные эскалаторы. Это произошло на Авиамотерной. Первые полчаса не было никаких признаков беды, но, как выяснилось позже, к тому времени трагедия уже набирала обороты.

Из-за неисправности механизма тележки лестница потеряла сцепление с двигателем, а эскалатор набрал скорость и резко съехал вниз. Лестница помчалась вперед со скоростью в 2,5 раза превышающей обычную. Испуганные люди на эскалаторах в час пик начали падать друг на друга и скатываться вниз. По расчетам, вес всех пассажиров лифта в это время составлял 12 тонн. Всего через две минуты внизу эскалатора образовалась куча тел.

Трагедия длилась 1 минуту 50 секунд. Вход на станцию ​​«Авиамотоная» был ограничен в 17:10 и окончательно закрыт в 17:35. Через 10 минут закрылась сама станция и поезда стали проходить без остановки. На место быстро прибыли медики. Но никакого волнения по поводу произошедшей трагедии не было. Газеты не опубликовали заметок о произошедшем, а телевидение не передало никаких репортажей с места событий. Единственная публикация была в газете «Вечерняя Москва» на следующий день после катастрофы. Он жестко высказался об аварии на Авиамотоной и малом количестве жертв (статья по теме: Элитные особняки советских политиков: где жили люди, изменившие историю СССР).

Трагедия держалась в максимальной тайне, но никто не остановил сарафанное радио, громко рекламировавшее ужасающую «мясорубку» метро. В Москве ходили слухи о сотнях погибших, якобы упавших в машинное отделение внизу эскалатора. Ходят слухи, что машина была активирована и разорвана на части, оставив саму станцию ​​полностью залитой кровью.

На самом деле пол Авьямотоной был выложен мрамором красноватого оттенка, точно напоминающим засохшую кровь.

Обратите внимание: Главная находка физиолога Натальи Бехтеревой – это мозг, не имеющий совершенно никаких границ.

По словам Матвея Гречко, автора книги «Секретные линии московского метрополитена, планы, легенды и факты», москвичи совершенно забыли, что год назад полы выглядели точно так же, поэтому «москвичи» стали доказательством подлинности метро. Самая страшная сплетня.

Авиа Моторную закрыли на три недели для устранения поломки и восстановления нормальной работы механизма. Сотрудники работали в три смены над ремонтом эскалаторов 24 часа в сутки, семь дней в неделю. На других станциях также начался ремонт эскалаторов, включающий поэтапное усиление ступеней, модернизацию тормозов, изменение главного приводного вала и щитов поручней. После завершения строительства «Авиамотоная» вновь открыла свои двери для пассажиров, которые с осторожностью пользовались метро или вообще избегали его. Долгое время вокзал был практически пуст, так как не все добровольно решались идти в «крови» (читайте также: 9, без которых дом в СССР считается бедным (А они у вас были?).

Первая огласка

Первое полное раскрытие произошедшего произошло всего два месяца спустя, в апреле 1982 года. Красочный рассказ о случившемся был затем опубликован в газете «Новое русское слово», но он напоминал сцену из фильма-катастрофы и, что самое главное, не имел никакого отношения к тому, что произошло на самом деле:

"Очевидцы рассказали, что в результате поломки на переполненном эскалаторе сотни людей упали во вращающийся механизм, десятки были раздавлены и более 100 получили ранения. Среди них вспыхнула паника, произошли новые жертвы, несколько человек погибли в столкновение».

В механизм, конечно, никто не был втянут. Большинство людей погибло в давке, многие получили ранения. Некоторые пассажиры забрались на перила, пытаясь выбраться. Однако, поскольку обшивка была сделана из пластика толщиной 3 мм, она не выдержала давления и разрушилась. Затем люди упали на прочный бетонный фундамент, получили множество травм, но остались живы (читайте также: Совершенно секретно: 3 величайших советских преступления, которые так и не были раскрыты).

Официальные данные

Основной причиной трагедии стала неправильная работа новых тормозов, установленных на эскалаторе «Авиамотоной» в декабре 1981 года. В то время дежурные чиновники метрополитена с ними еще не были знакомы, поэтому продолжали регулировать подъемно-транспортные машины по старым инструкциям. Поэтому три месяца эскалатор работал в аварийном режиме.

Во время трагедии одна из ступенек сломалась и прошла через гребенку внизу эскалатора, деформировав ее и разрушив. Практически мгновенно сработало защитное устройство и электродвигатель отключился. Однако аварийный электромагнитный тормоз смог создать необходимый тормозной момент только тогда, когда тормозной путь превышал 11 метров. Механический аварийный тормоз не сработал, поскольку скорость ленты не достигла порогового значения.

Официальные данные о погибших и раненых были опубликованы только девять месяцев спустя. На заседании Верховного суда РСФСР было выявлено точное число жертв. Тридцать человек были тяжело ранены и выведены из строя, восемь скончались на месте.

Фото: Getty Images, Архив пресс-службы

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: 17 февраля 1982 года не предвещало никаких страшных событий..