Интервью со скульптором А.А. Бичуковым

Мой памятник меня спас...

Анатолий Андреевич Бичуков родился в 1934 году в Донецке, умер 19 февраля 2020 года в Москве. Автор более 40 различных изображений С. Есенина в Туле, Калининграде, Воронеже, Сербии, в Москве на Тверском бульваре и Ваганьковском кладбище. Работы художника украшают овальный зал резиденции президента в Кремле. А в екатерининском зала расположены две аллегорические фигуры «Правосудие» и «Россия» работы А.А. Бичукова. Автор скульптурной композиции «Защитникам Отечества» на Поклонной горе. Работы скульптора находятся в разных странах мира, в том числе в Италии, Германии, Кубе, Чили, Казахстане, Швеции и Ботсване. Был ректором МГАХИ им. В.И. Сурикова.

В 2007 году широко отмечался юбилей российской Академии Художеств. Скажите, пожалуйста, что наиболее ценно в 250-летнем опыте Академии?

Основная функция Академии – образовательная. Академия обладает двумя институтами – Суриковским в Москве и Репиненским в Санкт-Петербурге, и двумя художественными лицеями. Сейчас время очень трудное для молодых художников. Раньше по окончании института их обеспечивали заказами, помогали с мастерской. А сегодня только что окончивший вуз молодой художник никому не нужен. Но мы стараемся помочь. Я лично в свою студию в прошлом году принял трех бывших студентов.

Вы человек творческий, не трудно ли вам совмещать занятия искусством и административную работу?

Конечно, сложно. Но Академия выбрала меня на второй шестилетний срок руководителем Суриковского института. Когда я пришел в этот вуз все площади были захвачены коммерческими структурами. В общежитии было казино. И мы с сотрудниками правоохранительных органов выгоняли этих захватчиком. При этом мне звонили и угрожали расправой. Зачем мне это нужно?… Но сегодня у нас стало хорошо. Хотя приходится отслеживать все вплоть до студенческих обедов. Они у нас до недавнего времени были по 35 рублей, сейчас не смогли удержать цену и пришлось поднять стоимость обеда до 50 рублей.

Недавно в Кисловодске отмечался 10-летний юбилей памятника, который Вы передали в дар городу. Часто ли Вы делаете такие «царские» подарки?

Воронежу в дар я передал скульптуру Есенина. Но делать такие подарки мне сложно, я все-таки не коммерсант, а художник, мне нужно на что-то жить, оплачивать мастерскую…

Есениана в вашей жизни мн6ого ли она значит?

Мои тетки были учительницами, сами очень любили Есенина и привили мне эту любовь. Именно в детстве я испытал сильное воздействие литературы, отношение к поэзии, как к чему-то святому.

А моя «есениана» началась на третьем курсе, когда я выграл маленький конкурс на настольную фигуру Сергея Есенина. Эту фигуру потом растиражировали. Диплом я делал тоже по Есенину.

Создать обобщающий образ человека жившего на стыке веков, очень трудно. Для памятника к столетию поэта на Тверском бульваре хотелось найти нетрадиционную композицию, которая выразила бы все: и мощь его лирического дарования, и мятущуюся энергию души, и напряжение философского раздумья. Он ведь не «простой» поэт был, очень не простой, не сводимый к образу «хулигана» или певца деревни.

Почему памятник Сергею Есенину был установлен на Тверском бульваре, и как это повлияло на композицию памятника?

Место было выбрано по историческим свидетельствам. Тут останавливался гроб с телом поэта, следовавший в последний путь. Для меня есенин – явление природы, и поэтому я изобразил его близким к нам, тем кто придет поклониться великому поэту. Потому и фигура поэта как-бы опирается о дерево. Он и сам, как деревце выросшее на щедрой почве народной поэзии и русской классики. Поэт в раздумье. Он немного печален, как печальна осень в России. На нем «цивильный» костюм, без галстука, ведь косоворотка выглядела бы нарочито…

Чтобы приблизить поэта к зрителю отказались от высокого пьедестала. К бронзовой фигуре поднимаются несколько ступений из очень красивого кольского гранита.

Ваш памятник «Защитникам Отечества» на Поклонной горе включает три фигуры: былинного богатыря, воина XVIII столетия и солдата времен Великой Отечественной Войны. Верите ли Вы в преемственность поколений?

Да, я верю в перемственность, в передачу традиции через века и поколения. Сейчас Россия переживает очень тяжелое время, но я верю, что именно эта преемственность поколений спасет нас, даст Бог.

Вы верите в Бога?

Да, хотя я не упертый верующий. Но у меня много работ, которые я делал для церкви. Я участвовал в росписи Храма Христа Спасителя, как мальчик по лесам там бегал. Я участвовал в создании архитектурного проекта храма в честь иконы Казанской Божьей матери на Житной улице. «Мой» Георгий Победоносец стоит на Трубной. Он, кстати, спас меня. Однажды я попал в аварию. Несколько дней был в реанимации, но видимо Святой Георгий, отмолил меня у Бога и даровал мне возможность еще пожить на белом свете. А за рулем я до сих пор, вот, покупаю новую машину. Друг пошутил: одна машина тебе, чтоб девушек возить, вторая для скульптур. Да, ответил я, на новой буду возить скульптуры.

Сравниваете ли Вы современных студентов с Вашими сверстниками? В чью пользу это сравнение?

Да такие же сейчас ребята, как и в мое время были. Я по четыре часа лепил на занятиях в Суриковском институте, а потом ехал в «Красную звезду», где подрабатывал художником, и там еще четыре часа делал в газетный номер карандашом иллюстрации. К вечеру так болели руки, что долго не мог заснуть. Так и современный студент бегает между занятиями и работой.

Сейчас антиквары предсказывают всплеск интереса к произведениям соцреализма. Что Вы об этом думаете?

Прекрасная была эпоха со своими достижениями. У меня в садике скульптуры рядом с ЦДХ стоят две работы. Одина – Ленин. Но заказы тогда такие были. Без политического портрета, социального заказа монументальное искусство не существует. Они идут рука об руку.