Муром, На высоком берегу Оки

Муром, На высоком берегу Оки

Муром — самобытный русский город на высоком берегу Оки, упоминаемый еще в «Повести временных лет». Когда-то это была окраина русских земель, не раз подвергавшаяся нападению врагов. Иван Грозный, останавливавшийся здесь с войсками на неделю перед выступлением на Казань, дал обет застроить Муром каменными храмами и монастырями в случае победы — и слово сдержал. Самые известные муромцы — основатель Московского Археологического общества граф A. С. Уваров, изобретатель телевидения B. К. Зворыкин и советский военный летчик Н. Ф. Гастелло. Нельзя не упомянуть и былинного богатыря Илью Муромца.

МЕЖДУ МОСКВОЙ И КАЗАНЬЮ

Муром был городом-крепостью «Большой засечной черты» — оборонительного рубежа, построенного по Оке при Иване Грозном.

Муром — третий по численности город Владимирской области. Расположен на высоком левом берегу реки Оки, на границе с Нижегородской областью.

Впервые Муром как город упоминается в 862 г в древнерусской летописи «Повесть временных лет» (Лаврентьевский список). В названии города сохранилась память об исчезнувшем финно-угорском племени мурома, которое жило на берегах Оки с V в. и постепенно ассимилировалось со славянами, пришедшими в эти края в IX в. Судя по всему, славяне с муромой жили мирно, даже захоронения у них находят общие.

Этимология слова «мурома» точно не известна, согласно самой правдоподобной версии, оно переводится как «люди, живущие на возвышенности у воды». В Муроме было вечевое правление, как в Великом Новгороде. В 988 г киевский князь Владимир Святославович Красное Солнышко прислал своего юного сына Глеба, христианина, княжить. Но тот не смог утвердиться в Муроме как правитель — населявшие город язычники активно сопротивлялись новой вере. Борис и Глеб, убитые в 1015 г их братом Святополком, были канонизированы и стали первыми русскими святыми.

В конце XI в. в Муром прибыл князь Константин с супругой Ириной и сыновьями Михаилом и Федором. Константин хотел упрочить влияние христианства, но первой же жертвой язычников пал его сын Михаил. Язычники хотели убить и самого князя, но он вышел к ним без оружия, с иконой Богородицы (по преданию, икона сияла), и смог убедить их креститься. Константин. Михаил и Федор канонизированы, их мощи покоятся в основанном князем Благовещенском храме.

Православие утвердилось в этих землях лишь при князе Ярославе Святославиче (1074-1129 гг.), внуке Ярослава Мудрого, когда в 1127 г Муромо-Рязанская земля вышла из Черниговского княжества и стала самостоятельной.

В течение XII в. муромская дружина принимала участие в 16 военных походах, упомянутых в летописях: против половцев, волжских болгар, Киева и Новгорода. В 1239 г на Муром напали монголо-татары и город был полностью выжжен и разорен в первый раз, в конце XIII в. город снова разграбили и сожгли. Постепенно жизнь в Муроме замерла, большинство жителей прятались в глухих лесах. Только весной 1351 г князь Юрий начал постепенно восстанавливать запустевший город. В 1392 г при Василии I, сыне Дмитрия Донского, Муром попал под власть усилившейся Москвы и окончательно утратил былую самостоятельность. Он стал пограничной крепостью Московского княжества, а муромская дружина ходила во многие походы в составе московских войск.

Главная опасность исходила от Казанского ханства. В 1552 г., проводя в Муроме последнюю подготовку войска к походу, Иван Грозный обошел все местные святыни с молитвами и просьбами о помощи, тогда же дал обет застроить Муром каменными храмами и монастырями в случае победы. До этого времени все постройки Мурома, включая кремль и церкви, были деревянными. Выполняя свой обет, царь прислал каменщиков, которые трудились в городе десять лет Бурное строительство каменных храмов продолжилось в XVII в. на пожертвования разбогатевших муромских купцов, которые активно торговали далеко за пределами своей земли, добирались и до Сибири, и до Каспия. Но было это уже после окончания Смутного времени — череды неурожаев, голода, эпидемий и боев с поляками и литовцами. С наступлением мира и продвижением границ Руси далеко на восток в Муроме начала бурно развиваться торговля: город расцвел.

Муром вытянулся вдоль левого берега Оки. В центре города преобладает квадратная планировка улиц — в соответствии с генпланом, утвержденным еще в 1788 г. императрицей Екатериной II, вдоль реки протянулась набережная. Заметен контраст между городским центром с многоквартирными домами и слободскими переулками с сохранившимися с XIX в. домами с резными подзорами и наличниками.

«ГОРОД, В БЫЛИНАХ ВОСПЕТЫЙ...»

Мурому есть чем гордиться: ролью пограничного города-крепости, былинным богатырем Ильей, древними храмами с мощами первых русских святых, знаменитым земляком — изобретателем телевидения.

С XVII в. Муром — центр ремесел и торговли. Именно тогда разбогатевшие на государственных подрядах купцы начали застраивать небольшой город храмами, соперничая в роскоши и отделке, в частности, с Троицким собором.

Православие не сразу утвердилось на муромской земле, но впоследствии муромцы стали ревностными хранителями веры: здесь находятся древнейшие, имеющие огромную историческую ценность культовые постройки. Практически все церкви, храмы и монастыри бережно отреста врированы.

На высоком берегу Оки стоит Спасо-Преображенский монастырь — самый старый в Муроме и России: первое упоминание в «Повести временных лет» связано с междоусобицей 1096 г Дата основания монастыря точно не известна. Некоторые исследователи считают что монастырь сложился вокруг деревянной церкви Спаса Всемилостливого, которая стояла на княжеском дворе Глеба Владимировича, будущего святого. Заново отстроенный в камне в середине XVI в., архитектурный комплекс сохранился до наших дней практически без изменений.

Напротив Спасо-Преображенского монастыря находится Благовещенский монастырь, основанный в середине XVI в. царем Иваном Грозным после взятия Казани. Во время Отечественной войны 1812 г здесь нашли убежище главные русские святыни иконы Иверской и Владимирской Богоматери.

«Нашим Эрмитажем» называют горожане Муромский и сто ри ко-художественный музей, располагающийся в бывшем доме купцов Зворыкиных (XIX в.), в котором находится коллекция древнерусского искусства, а также экспозиция картин всемирно известных художников: К. П. Брюллова, И. И. Шишкина, В. И. Сурикова, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова. В основу коллекции музея вошли предметы, переданные из усадьбы графов Уваровых в Карачарово. Граф Алексей Сергеевич Уваров считается отцом русской археологии: будучи чиновником Министерства внутренних дел, в чьем ведении находились ископаемые древности, он поставил археологические раскопки на научную основу; основал Московское Археологическое общество.

Часть экспозиции посвящена Владимиру Козьмичу Зворыкину (1889-1982 гг.), известному во всем мире как «отец телевидения». Музей поддерживает контакты с потомками великого изобретателя, эмигрировавшего после революции в США.

В 1880 г через Муром пролегла, пересекая Оку, магистральная железная дорога из Москвы в Нижний Новгород. Сегодня Муром — это крупный железнодорожный узел Горьковской железной дороги на линии Москва-Казань. Здание железнодорожного вокзала было построено в 1912 г по проекту знаменитого архитектора А. В. Щусева в стиле модерн, с элементами стилизации под кремлевские стены.

Рядом с вокзалом установлен памятник-макет бронепаровоза бронепоезда «Илья Муромец», построенного в Муроме во время Великой Отечественной войны в 1942 г., на средства и по инициативе муромцев.

До появления железной дороги в городе было развито речное пассажирское сообщение с Нижним Новгородом и Касимовом. Судоходная Ока. впадающая в Волгу, с древности была важной речной дорогой. Первый пароход причалил у города в 1845 г Сейчас в муромский порт заходят корабли с туристическими группами.

Горожане называют себя на старинный лад муромлянами или муромчанами. Туристы и паломники устремляются в Муром, чтобы посетить древние храмы и монастыри, увидеть родину легендарного русского богатыря Ильи Муромца — он стал символом города, его своеобразной маркой.

Принято считать, что за фольклорным героем из села Карачарово под Муромом стоит реальный человек богатырь, служивший киевскому князю Владимиру и принявший монашество в Киево-Печерской лавре, причисленный в XVII в. к лику святых православной церкви.

В 1999 г в городском парке Мурома установлен памятник Илье Муромцу работы скульптора В. М. Клыкова — с крестом и высоко поднятым мечом в руках. На стене Дома Гущиных в Карачарово (теперь это не деревня, а окраина Мурома) висит памятная доска. Согласно легенде, именно здесь стоял дом, в котором жил Илья Муромец.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■  Начиная с 1720-х гг при Муромском Спасо-Преображенском монастыре начала действовать школа для обучения «поповских детей», преобразованная позднее в Муромское духовное училище.

■  На гербе Мурома находится изображение трех пшеничных калачей, что подчеркивает масштабы и значимость ремесла калачников в Муроме.

■  В 1864 г. на средства городского головы купца А. В. Ермакова по проекту инженера Е. И. Ержемского был устроен городской водопровод с водонапорной башней. Основным условием, на котором А. В. Ермаков безвозмездно передал городу эту солидную водопроводную систему, было бесплатное пользование водой для всех горожан. Кроме того, бездетная и богатая чета Ермаковых на свои средства открыла в городе детский приют, лечебницу, библиотеку и театр.

■  Эмигрировавший в США после революции В. К. Зворыкин изобрел в 1931 г. иконоскоп, за что американцы назвали его «отцом телевидения». Владимир Козьмич помогал в организации телевидения в СССР. У Зворыкина более 120 патентов на изобретения в разных областях.

■  Построенный в 1912 г железнодорожный мост через Оку функционирует до сих пор.

■  Бронепоезд «Илья Муромец», построенный в Муроме в годы Великой Отечественной войны, прошел боевой путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере, Германия. Во время войны он нанес значительный урон врагу, в том числе уничтожив немецкий бронепоезд «Адольф Гитлер».

■  В старину муромские ручьи и малые реки славились изобилием речного жемчуга, который добывали из раковин пресноводных двустворчатых моллюсков и использовали для украшения женских и мужских нарядов.

■  Церковь Николая Чудотворца построена по традиции у воды, так как святой Николай Чудотворец почитается верующими как спаситель утопающих, покровитель плавающих и путешествующих. Если во время весеннего паводка воды Оки подходят к холму, на котором стоит храм, у муромцев было принято говорить: «У Николы ноги мокрые».

■  В начале XIII в. городом правила самая известная супружеская княжеская чета — Петр и Феврония — святые, считающиеся покровителями семьи и брака.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■  «Былинный камень»
■  Памятник Илье Муромцу (конец XX в.).
■  Памятник Петру и Февронии Муромским.
■  Дом-музей художника И. С. Куликова.
■  Мемориальный музей Героя Советского Союза летчика Н. Ф. Гастелло.

Атлас. Целый мир в твоих руках № 134