Обход предприятия. Стоит ли самому наводить порядок?

Обход предприятия.

Как определить, насколько разрослось ваше предприятие? Вы его больше не видите. Раньше, когда все только начиналось, направляясь по утрам в свой скромный кабинет, вы были вынуждены проходить через все помещения. Потом появились новые здания. Но у вас уже не стало времени и сил для регулярных обходов территории. Проходило несколько недель, и вы восклицали: «Боже, как давно я там не был!»

Оправданы ли, собственно говоря, эти упреки? Является ли обход предприятия таким уж благодатным Делом? Действительно ли людям нравится, когда вы здороваетесь с ними за руку? Хотели бы рабочие, чтобы вы каждый день появлялись возле станка? Их истинное отношение к этому можно определить, только увидев их лица и услышав разговоры после того, как дверь за вами закроется; Резонанс может быть вполне положительным, но это совсем не обязательно.

Чем это объясняется? Предприятие выросло не только в пространственном отношении. Сама организация стала более объемной, пути движения информации — более формальными. Возросло количество инстанций. Сотрудники стали более самостоятельными, потому что им приходится брать на себя больше ответственности, чего они и сами желают.

Мастерская, через которую вам раньше приходилось проходить и где вы мимоходом могли наблюдать, как создается сложная машина, дать тому или иному работнику дельный совет, находится сегодня в подчинении инженера, которому, естественно, может не понравиться, что вы вмешиваетесь в его дела. А мастер будет сбит с толку, если окажется, что полученное от вас указание будет противоречить тому, чего требует его непосредственный руководитель. Однако мастер при этом подумает: «Босс сидит на самом верху и зарабатывает намного больше. Здесь все принадлежит ему, значит, последнее слово за ним!».

Стоит ли самому наводить порядок?

Особенно щекотливое положение может возникнуть тогда, когда предприниматель, институтские годы которого остались в далеком прошлом и который не владеет в достаточной степени детальными знаниями по техническим и прочим специальным вопросам, не только затевает разговор со специалистом, но и подвергает его резкой критике за то, что работа не осуществляется больше по старым испытанным методам, на которых предприятие выросло. Такой руководитель не только оставит после своего обхода разочарованные, озлобленные лица, но и поставит на карту свою репутацию. Таким образом, обход предприятия представляет собой не такое уж безобидное дело, особенно когда это обставлено как нечто особенное, чрезвычайное, когда шеф «пускается в путь», чтобы навести, наконец, везде порядок.

Выходит, предпринимателю вовсе не следует передвигаться по своему предприятию? Конечно, нет. Но важно не забывать, что существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать. И этих правил тем больше, чем крупнее организация. Достаточно мысленно войти в положение технического директора, который тем или иным путем сразу же узнает, что шеф направился в производственные цехи. Порой несложно даже с помощью телефонных звонков в приемную реконструировать его маршрут.