Почему ребенку страшно идти в школу? 5 возможных причин и что с ними делать

velvet_jenskii_portal.jpg

Мы уже выросли, а многим до сих пор снятся кошмары про школу, университет или музыкальный класс. И если взрослый адекватный человек не может справиться со своим подсознанием, представьте, как себя чувствует ребенок. Конечно, ему может быть страшно и тревожно.

«В этом году Андрей идет в третий класс. Третий год подряд с начала августа он устраивает истерики, плачет, как только речь заходит о школе, — пожаловалась нам однажды Снежана, мама Андрюши. — Что делать в такой ситуации? Сначала мы думали, что он просто капризничает. Но потом он сказал, что ему страшно. Стали выяснять — чего боится ребенок? Оказалось, что детей».

«Дочь до 11 класса нервничала перед днем знаний, — вспоминает Ирина, мама недавней выпускницы. — Ей снилось, что она попадает в неловкие ситуации, что она опаздывает, что она забыла одежду дома».

Почему так происходит?

В основе многих «школьных» тревог лежат когнитивные искажения. Это неправильные, искаженные формы мышления. Признание этих закономерностей в мыслях наших детей о возвращении в школу может помочь нам уменьшить их страхи.

Чтобы вытащить на поверхность эти искажения, первым делом нужно попросить детей говорить о том, что заставляет их нервничать. Уделите время и проговорите вслух все возможные страхи. Если он сам не знает, чего боится — пробуйте через разговор «докопаться» до глубинных причин. Конечно, на это потребуется некоторое время.

Алиса Кроссфилд, клинический психолог, советует: если вы сможете убедить своего ребенка, что его страх — это норма, ему будет проще открыться. Сообщите ему, что беспокойство в школе часто встречается и что страхи имеют место быть, даже если вы не думаете, что они сбудутся.

Как только вы и ваш ребенок сможете определить конкретные страхи, вы можете начать искать ошибочные шаблоны мышления. Вот самые распространенные из них.

Шаблон первый: «Черно-белое мышление»

Мы все прекрасно знаем это искажение. О людях, которые думают похожим образом, говорят: он делит мир только на черный и белый, не видя ни полутонов, ни цветных оттенков.

Возвращаясь в школу, дети могут бояться, что им не понравятся все их учителя или что они не понравятся всем другим детям.

Решение: можно помочь ребенку и подсказать, что ему, возможно, не понравится один из учителей, зато понравятся все остальные.

velvet_jenskii_portal.jpg

Шаблон второй: фильтр

Когда мы используем ментальный фильтр, мы фокусируемся на одном негативе и исключаем позитив. Возможно, ваш ребенок слышал, что занятия по информатике, который он собирается посещать, очень сложные, и он отфильтровывает положительную информацию об этом классе или обо всех остальных.

Или у него могут быть проблемы с одним одноклассником, но мозг отфильтровывает всех, кто к нему дружелюбен, фокусируясь только на проблеме.

Решение: максимально простое. Если вы смогли «распознать» источник проблемы — покажите весь позитив, который ваш ребенок так тщательно отфильтровал.

Шаблон третий: прогнозы

Это история о том, как на основе своих домыслов и гаданий сделать прогноз и считать его за абсолютную истину. Признаемся: мы и сами частенько страдаем от этого когнитивного искажения, не так ли? Дети могут развить эти прогнозы относительно первого дня в школе или всего года.

Решение: мы можем помочь им определить свои прогнозы как таковые, спросив, какие доказательства подтверждают их страх. Важно дать им понять, что их прогнозы не основаны на фактах.

Шаблон четвертый: эмоции вместо фактов

Этот стиль искажения возникает, когда люди воспринимают свои эмоции как факт. Когда возникает «школьная» тревога, страхи детей, что что-то может случиться, часто используются в качестве доказательства вероятности.

К примеру, мысли в стиле «я буду сидеть в одиночестве» могут быть основаны не на конкретных фактах (так было в прошлом году), а на страхах.

Решение: такое же, как в предыдущем случае. Может быть полезно помочь вашему ребенку отличить фактические данные от основанных на страхе предположений.

velvet_jenskii_portal.jpg

Шаблон пятый: катастрофизация

Катастрофизация включает в себя преувеличение важности или значения вещей. Часто дети думают не только о наихудших возможных сценариях, но и о наихудших возможных последствиях: «Никто не будет сидеть со мной в первый день, а это значит, что у меня никогда не будет друзей».

Решение: помогите своему ребенку определить истинную вероятность возникновения катастрофы. Насколько ужасно было бы, если бы она действительно произошла? Как ее избежать?

Немного выводов

Любое из этих или других когнитивных искажений может здорово подкосить даже взрослого, не то что ребенка. Возможно, вы когда-то и сами попадали в такие же ловушки, поэтому можете себе представить, что чувствует ваш ребенок.

Разговоры о тревоге позволяют вашему ребенку знать, что ему не нужно сталкиваться с этим в одиночку.

VELVET