Розеттский камень

Во время наполеоновских войн французские войска вошли в Египет, и один французский солдат как-то копал яму и обнаружил глиняную табличку*, где было описано, как соотносятся между собой клинопись, египетские иероглифы и древнегреческий ал­фавит. Эта находка стала неожиданной удачей для археологов, которые до этого никак не могли расшифровать древние тексты. Мы собираемся вручить вам наш розеттский камень — знаки на глиняной табличке, которые объясняют в неких таинственных терминах, о чем эта книга. Мы назвали эту руническую мудрость «командным интеллектом» — это все, что необходимо команде знать о себе, чтобы выжить и добиться успеха.

В этой таблице перечислены все причины, по которым команда может потерпеть неудачу, и способы, которые помогут ей превратить поражение в победу.

У нашего розеттского камня есть только одна проблема: решения не так просты, как можно подумать, прочитав эти простые и короткие описания. Чтобы использовать командный интеллект, им нужно обладать. А его приобретение — человеческий процесс обучения, невозможный без проб, ошибок, интуиции, преданности, честности и эмоций.

Так что извините — вам все равно придется прочесть книгу. Полезно помнить, что с каждой из этих проблем сталкивается каждая команда — даже самая успешная. Некоторые из этих проблем она может так никогда и не решить.

С другой стороны, наихудшие команды могут страдать от всех этих проблем, так никогда и не справившись с ними. Доводилось видеть команды, существовавшие в течение трех лет и даже больше и за это время не сделавшие ни одной попытки стать  лучше.

Возможно, в вашей организации команды находятся где-то посередине. Может быть, им что-то удастся, а что-то — нет. Вы уже сейчас можете использовать эту таблицу для оценки ваших команд. Прежде чем браться за решение проблем, необходимо признать их существование и правильно диагностировать ситуацию.

Проблема

Несоответствие потребностей.

Неадекватные цепи, туманные задачи

Неясные должностные обязанности

Неудачные решения

Неопределенные границы

Неэффективные попишка и процедуры

Личные конфликты

Неэффективное руководство

Отсутствие видения

Враждебная ко­мандам культура

Неадекватная обратная связь информация

Неэффективная система вознаграждений

Недостаток доверия и готовности изменяться

Спитом

Люди с разными личными интересами стремятся к противоположным цепям.

Люди не знают, что им нужно делать, или их задачи не имеют смысла.

Участники команды не знают точно, в чем состоит их работа.

Возможно, команда принимает верные решения, но неверным способом. Команда не знает, каковы границы ее полномочий. Команда отдана на милость неудачного «Руководства для сотрудников».

Участники команды не ладят между собой.

Лидер неопытен, непоследователен или неумен.

Лидер что-то навязывает команде.

На самом деле организация

не хочет создавать команды.

Достижения никак не измеряются: участники команды блуждают во мраке. Людей вознаграждают не за то, за что нужно.

Команда — вовсе не команда, потому что участники не доверяют друг другу.

Команда знает, что ей нужно делать, но не хочет этого делать.

Решение I.

Выявить скрытые интересы, понять, чего от участия а команде хотят люди лично для себя.

Выяснить, для чего существует команда; определить ее цели и результаты, которых от нее ожидают.

Информировать людей о том, чего от ник ожидают.

Выбрать подход к принятию решений, соответствующий каждому решению.

Определить четкие границы полномочий команды.

Выбросить «Руководство» и руководствоваться здравым смыслом.

Понять, чего люди ждут друг от друга; что они предпочла ют; в чем их различия: начать ценить и использовать раэуичия. Лидер должен научиться служить команде, поддерживать ее ценности или освободить место лидера кому-то другому. Создать более адекватное видение или уйти.

Создавайте команды с высшими цепями или не создавайте их вообще; никогда не заставляйте людей работать в команде. Создать свободный поток нужной информации между всеми участниками команды. Разработать систему вознаграждений, при которой люди будут чувствовать себя е безопасности, выполняя свою работу; вознаграждать и команду в целом и отдельных ее участников.

Стать надежным партнером, распустить или реформировать команду.

Понять, в чем препятствие; преодолеть его с помощью «динамита или вазелина».