Русь варяжская

Откуда пошло название нашей Родины - Русь, Россия? Весь двадцатый век (да и сейчас тоже) историки упорно талдычат нам о некоем лесном племени росичей (живших во времена оно по реке Рось, притоку Днепра). Племени столь могучем, что завоевало близлежащие земли, а вожди его якобы построили город Киев. Но всё дело в том, что эта версия не имеет ничего общего с исторической действительностью. Здесь сыграло роль простое совпадение названий, породившее историческое недоразумение, которое затем перекочевало в более поздние летописи и принимается сейчас за истину в последней инстанции. При образовании первого Русского государства Киев был удаленной провинцией, просто большим торговым городом на пути "Из варяг в греки".
Сколько-нибудь важной политической роли он не играл. Возвеличивание Киева начинается с примерно с середины 10 века - когда потомки первых русских князей завоевали его и начали там княжить, постепенно перенеся столицу именно сюда.
Так кто же были эти таинственные первые "русские князья"? Слово - летописцу Нестору. Для удобства читателей текст переведен с древнерусского на современный.
"...В год 6370 [862 г. от Р.Х.] изгнаны были варяги за море, и не дали им дани, и начали [словены] сами своей землёй править. Но не было в них правды, и встал род на род, и были усобицы, и начали воевать сами себя. И решили: поищем себе князя, чтобы правил нами и судил по праву. И пошли за море, к варягам... ЗВАЛИСЬ ТЕ ВАРЯГИ РУСЬ, как все другие зовутся урмане [норвежцы], свеи [шведы], англяне [датские племена англов - не путать с англичанами!] Просили русичей чудь, и словены, и кривичи, и все остальные: земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите же и правьте нами. И избраны были три брата с родами своими, позвали за собой всю русь и пришли. Старший Рюрик сел в Новгороде, второй Синеус сел в Белоозере, а третьий Трувор в Изборске. И по имени тех варягов стала зваться земля "Русской". В тот же год умер Синеус и брат его Трувор. И принял власть Рюрик, и раздал мужам своим грады..."
Получается, наши предки сами посадили себе на шею пришлых оккупантов? Не совсем так.
Чтобы прояснить ситуацию, надо представить себе ясно, кто же такие варяги. Термин "варяг" не означает определенную национальность, как и термин "казак", и термин "викинг" - просто род занятий. Казаки (кстати, первые упоминания о казаках отностятся аж к 13 веку, ко времени битвы на Калке) во все времена выполняли роль пограничных войск на отдаленных окраинах Российской империи. Викинги - это выходцы из Скандинавии, занимающиеся морским разбоем и раззорением прибрежных городов и деревень.
С варягами немного сложнее. Основную массу варяжских дружин составляли прибалтийские народы. Если военный вождь викингов в большинстве случаев имел обширное подворье, где жила его семья и родственники, а также наемные воины и рабы, и разбойничал "для дома, для семьи", то варяги жили особняком от своих семей, военными дружинами, в укреплённых поселениях закрытого типа, называемых "кром", "детинец", или (более поздний вариант) "кремль". Все члены одной дружины считались побратимами, включая и вождя. Такое родство считалось ближе и священней кровных уз, соединяющих мужей и жён, родителей и детей, братьев и сестёр. Самые младшие члены дружины назывались отроками, т.е. "не смеющими сказать". Это молодёжь от 12 до 16 лет, проходящая воинское обучение. Помимо обучения ратному делу, отроки еще и выполняли роль слуг - мыли, стирали, убирались, готовили, прислуживали за трапезой. (Не здесь ли кроются корни пресловутой "дедовщины?) Молодые неженатые парни, недавно прошедшие обряд посвящения в воины, именовались "кмети". Воины постарше, успевшие обзавестись семьёй за территорией кремля и регулярно "ходившие в увольнения", назывались гриднями. Заместители вождя (воеводы), старые опытные воины, выполнявшие роль офицеров дружины, назывались боярами. Дружина насчитывала от 50 до 500 воинов. Часто несколько дружин со своими воеводами объединялись под началом одного вождя, который носил титул кнеса, хакана, позже - князя. Такую ораву неработающих здоровых мужиков надо было содержать и кормить. И поэтому варяжские воеводы облагают данью жителей окрестных селений. По праву сильного. По принципу: мы охраняем вас от разбойников-викингов (от набегов которых в IX в. действительно выла вся северная Европа), вы нам за это платите. Не хотите платить - тогда сами всё отберём. На современном разговорном языке это называется "рэкет" или "установка под крышу". Историки же называют это "становлением феодальных отношений". В этом плане жители южных берегов Балтики сушественно отставали от Европы, где к этому времени процесс закабаления вольных землепашцев уже практически завершился. Варяжские воеводы здесь проявили большую дальновидность по сравнению со скандинавскими конунгами - зачем резать овцу, котрая приносит шерсть? Её нужно стричь и охранять. Роль дружин в общественной жизни усиливалась - часто вокруг кремля селились крестьяне и ремесленники, ибо безопаснее всего было у воеводы под боком. Воеводы и князья начинают выступать судьями в мирских конфликтных ситуациях, всё чаще принимают роль светских правителей. Именно так возникло большинство городов славянского Севера. К чести варягов, взятые на себя обязательства по охране подданных, они соблюдали неукоснительно. А заодно брались за любую воинскую работу, какая подвернётся под руку - охрана купеческих судов, военное наёмничество и т.п. И не забывали отгонять драккары викингов подальше от контролируемых земель. Не гнушались и банальным грабежом населённых пунктов, которые были "под крышей" у других дружин. Из-за чего время от времени между дружинами происходили войны, "разборки между братвой", так сказать.
Вот таких людей, согласно Нестору, и пригласили охранять Ладогу и Новгород. Однако если судить по летописи, то ладожане уже прогнали каких-то варягов, которые слишком много просили за охрану и чрезмерно притесняли мирных жителей. Это, кстати, косвенно подтверждается археологическими раскопками, которые проводились в Старой Ладоге. Были обнаружены следы большого пожара, который приблизительно датирован 855-860 годом. По некоторым данным, эти варяги были датчанами. Потом ладожане перессорились между собой, пострадали от набегов викингов, и в конце концов послали за русскими вождями.
Вообще, Татищев в своё время писал: "О кнезех русских старобытных Нестор монах не добре сведом бе". Это подтверждается хотя бы тем, что Татищев пользовался Иоакимовской летописью, которая до нас не дошла. По его обмолвкам можно судить, что Иоакимовская летопись содержала подробнейшие сведения о становлении северного Русского государства, которые Нестору, видимо, не были известны. Взять хотя бы Рюрика с братьями. Так вот: Рюрик был один. Не было у него никаких братьев Синеуса с Трувором. Была фраза в иностранном документе, что Рюрик пришёл "син хус тру вор", то есть в переводе со старошведского - "с домом и дружиной". Просто славянский летописец неправильно её прочитал.
Рюрик, основатель древнерусского государства, являлся одним из тех правителей, которые меняют лицо человеческой цивилизации. Его можно смело ставить в один ряд с Александром Македонским, Карлом Великим, Чингиз-ханом и Наполеоном. Но о жизни Рюрика до прихода в новгородские земли известно очень и очень немного, а ведь объявился он тут в очень преклонном возрасте! Где родился, чем занимался в молодости - сведения крайне немногочислены и противоречивы. Поэтому давайте посмотрим, а может быть, среди европейских государственных деятелей того времени найдется человек, который подходит на роль Рюрика?
Представьте себе, найдётся! Рорих, граф Ютландский из клана Скъёдлунгов (Хрёрек конунг по прозвищу "язва христианства"). Вассал Карла Великого. Личность колоритнейшая! Его биография отхронометрирована достаточно полно для IX века. Что говорит о том, что этот человек играл важную роль во многих европейских событиях того времени. Родился в 800 г. Его отец Хемминг потерпел поражение в борьбе за трон Дании после смерти короля Готфрида и бежал к Карлу Великому, от которого по ленному праву получил поместье во Фрисландии (Голландия). Рорих унаследовал эту территорию, но вел непрерывные войны с королём Дании, надеясь вернуть утраченные родовые земли. После смерти Карла Рорих что-то не поделил с королём франков, был обвинён в измене, лишен всех привилегий, схвачен, приговорён к смерти, чудом бежал буквально из-под топора в германские земли. Нанялся на службу к королю Людовику, но вскоре ушёл от него, недовольный "размером заработной платы". Рориху уже сорок лет. У него многочисленное дисциплинированное войско. Это говорит о незаурядном военном и политическом таланте, высоком боевом мастерстве, храбрости, железной воле и могучем уме. Редко какой военный вождь в те времена доживал до такого возраста, сохранив при этом преданную боеспособную дружину! Необременённый вассальной присягой, Рорих двадцать лет занимается политическими авантюрами, наёмничеством и разбоем. Принимает христианство, отрекается от христианства, снова принимает - в зависимости от конкретной жизненной ситуации. Непрерывно воюет по всей Европе, включая и Скандинавию. Захватывает земли. Теряет земли. Охраняет купеческие морские караваны, идущие в Византию. Грабит купеческие морские караваны, идущие в Византию. Его флот имеет численность 300 кораблей, его дружина - несколько десятков тысяч человек. И везде, где бы не воевал Рорих, он пытается создать собственное государство и стать в нем королем - чем он хуже того же Людовика? Почему-то не получается. Если получается, то ненадолго. В конце концов, устав от похождений Рориховой вольницы, франкский король идёт на примирение с Рорихом, жалует тому "земли на востоке" и предлагает новую службу - защищать морские рубежи державы от викингов. С 850-860 гг. Рорих исчезает из европейских летописей. Но зато появляется в славянских летописях князь Рюрик! Что позволило в 1836 г. профессору Ф.Крузе сделать вывод, что европейский бузотёр и авантюрист Рорих и основатель Русского государства Рюрик - одно и то же лицо.
Прибыв на восток Балтии, Рорих-Рюрик селится, по-видимому, в землях народа, называемого "русь". В том, что народ был скандинавским, нет никакого сомнения. Слишком много тому письменных свидетельств - западноевропейских, славянских, арабских, византийских. Русы носят скандинавские имена, их язык и обычаи близки к датским. Тем легче было датчанину Рюрику найти взаимопонимание с "аборигенами".
Появление Рюрика в русских землях произошло, по-видимому, несколькими годами раньше, чем приглашение его на княжение в Новгород. В течении этого времени он занимается кропотливой, трудной и опасной работой по объединению разрозненных варяжских дружин под своим началом. Подобный процесс объединения вольных воинских формирований под командой одного вождя для данного исторического периода не является чем-то необычным, скорее это закономерный процесс. Именно так Хлодвиг создал государство франков, которое потом превратилось в империю Карла Великого. Харальд Прекрасноволосый, современник Рюрика, подчинив себе независимых скандинавских хёвдингов и конунгов, основал королевство Норвегия (Нор-эгр). Все зависело от личностных качеств того или иного вождя и от его стремления властвовать.
Но почему же Рюрик не добился успеха в Европе? Как показывает исторический опыт, одних личных качеств вождя всё же маловато. Нужна ещё идея, способная овладеть массами подчинённых людей. Идея, сулящая нешуточные выгоды для них в будущем. Идея, проводником которой люди видели бы только своего правителя. В русских землях такая идея явилась Рюрику в виде послов из Новгорода.
Вот оно! Вот исполнение давней мечты на старости лет! Владеть обширными богатыми землями, через которые проходит один из важнейших торговых путей! Карл создал свою империю, но эта страна гораздо, гораздо больше... Такое даже Карлу не снилось! Владеть этими огромными территориями не по праву завоевателя и узурпатора, а по праву "званого на княжение"... В международном праве того времени это считалось законнейшим основанием! Наконец-то можно на равных разговаривать с европейскими королями, хазарскими каганами и византийскими императорами!
Рюрик принимает решение, не колеблясь. Начинается экспансия русов в земли веси, словен и кривичей. Конечно, есть недовольные. В 864 г. ладожский князь Вадим Храбрый поднимает мятеж, но что такое правитель мирного торгового города по сравнению с одним из величайших военных специалистов того времени? Мятеж жестоко подавлен, Вадим убит, люди его бегут в Киев.
"Оскорбились новгородцы, сказав "как нам быть рабами и много зла всяческого пострадать от Рюрика и от рода его". Того же лета убил Рюрик Вадима храброго, и иных многих избил новгородцев, советников его... убежали от Рюрика в Киев множество мужей." (Никоновская летопись)
Итак, в словенских землях полным ходом начались процессы переформирования этноса, совершенно отличные от тех, которые происходили в Британии после нашествия норманнов. Места военной и светской элиты пришельцы-варяги, сподвижники Рюрика, занимают наравне со славянскими вельможами, имеющими в подчинении определённое количество людей. Одновременно происходит ассимиляция пришельцев с "аборигенами" - перенимаются обычаи, имена, религия, язык, заключаются браки, подрастает поколение смешанных кровей. Через несколько десятков лет уже совершенно непонятно, где кончаются варяги-русы и начинаются славяне. Но структура государства и вооружённых сил остаётся неизменной. Такой, какую создал Рюрик.
В отличие от западной Европы, где бароны и маркизы в удалённых от центра областях были сами себе хозяева и могли с успехом безнаказанно грабить королевские обозы или десятилетиями партизанить, как тот же Рюрик, удалённость варяжских дружин друг от друга не означала раскола единого войска. Это было обусловлено в первую очередь экономическими причинами. У лесовиков-славян, малочисленные родовые селения которых были раскиданы по огромной девственной территории, недалеко ушедших от первобытно-общинного строя, можно было взять только натуральные продукты - лес, мёд, зерно, меха. Да, кузнецы-славяне делают замечательное оружие, но его мало для торговли, очень мало... А хотелось - золота и предметов роскоши. А нужно содержать армию, укреплять города, устанавливать отношения с Европой... Значит, всё, что взято у подданных, должно быть продано. Куда? Туда, где этого нет - в Византию и арабские страны. А это возможно только через аппарат центральной государственной власти.
Но чтобы взять дань, необходима поддержка местных старшин. Иначе будет очень проблемно ловить непокорных селян на огромной лесистой территории, ведь вольные землепашцы в любой момент могут сняться с насиженных мест и уйти туда, куда Макар телят не гонял. Малым войском контролировать селян попросту невозможно - можно хоть до скончания веков скитаться по лесам и никого не найти. Вот поэтому варяжские воеводы и не встают в роль властителей по отношению к местной аристократии, а стремятся превратить договорные обязательства по оплачиваемой охране в другой тип отношений - дружеские, родственные (через браки детей). Вот поэтому дружины, осевшие в славянских городах за сотни вёрст друг от друга, не теряют связи друг с дружкой и с центром. Каждому воеводе Рюрик выделяет "зону ответственности" по сбору дани, другие же соваться на эту территорию не имеют права. Кроме того, практикуются ежегодные объезды удалённых территорий "старшим" князем с целью "аудита" и сбора "налога" с полученной дани. Что также способствует сохранению связей между отрядами.
Всё хорошо, но Киев... Киев, как бельмо на глазу. Богатый торговый город платит дань хазарам, на южных окраинах - никакого порядка. Аскольд и Дир, старые боевые товарищи, узурпировали власть и не признают власти Рюрика... Надо идти на Киев. Надо отрубить щупальца хазарского каганата, тянущиеся к славянским землям. Надо поставить весь торговый путь "из варяг в греки" под свой контроль... Но в 879 г. Рюрик умирает. Старшая дружина выбирает преёмником молодого воеводу Хельга (Олега). Олега, который ни разу не ошибся в принятии решений. Который обладает необыкновенной прозорливостью и проницательностью. Который видит людей насквозь и умеет играть на их слабых сторонах с выгодой для себя. Который не проиграл ни одного сражения. Которого в народе зовут "вещим". Олег усыновляет малолетнего сына Рюрика, Ингмара (Игоря). В 882 г. Олег проводит гениальную операцию по взятию Киева, устранив с помощью "группы спецназа" Аскольда и Дира и устроив в городе "оранжевую революцию". Местное население и войска отнеслись к перевороту на удивление спокойно и тут же присягнули Олегу на верность. Олега уважали. Аскольда и Дира - нет. За определённого рода махинации, достойные современных Абрамовича, Ходорковского и т.п., а так же за регулярные неудачи в военных действиях как против хазар, так и против византийцев.
Далее Олег переносит столицу в Киев. Укреплять только что созданное Рюриком государство можно было только отсюда. Новгород всё же был удалён от густонаселённых земель, к тому же находился уж очень далеко от Византии, союз с которой был жизненно необходим. Предпринятый Олегом знаменитый поход на Царьград в 907 г. не носил военных целей - скорее это была демонстрация силы, политическая операция. Олег пришел к Константинополю на 2000 кораблях с войском около ста тысяч человек. Греки перекрыли цепями вход в гавань, как и во время неудачного набега Аскольда с Диром. Но Олег высаживается не в гавани. Его войска бесчинствуют в окрестностях, но на город Олег идти не спешит. Византийцы высылают послов. Олег с готовностью садится за стол переговоров. Именно за этим он пришёл - сбить спесь с надменных ромеев, заставить говорить с собой, как с равным. Всё, что надо было Олегу - эта не дань, которая была чистой формальностью, а установление выгодных торговых отношений и привилегий для русских купцов. Цель была достигнута. Олег прибил свой щит не в знак военной победы, а в знак заключения торгового договора и договора об "охране от разбойников" в лучших варяжских традициях. С этого времени варяжские дружины за определённую плату несут службу по охране византийских границ на юге и востоке наравне с греческими войсками. Эдакий "иностранный" легион.
Постепенно под властью Киева Олег и его потомки обьединяют все восточнославянские земли. Начинается рассвет Киевской Руси. Деяниями Рюрика и Олега на востоке Европы возникла могучая славянская держава. Она просуществует недолго. Пока не погрязнет в бесконечных междоусобицах удельных князей. Пока на северо-востоке не укрепится достаточно Владимирско-Суздальское княжество, и потомки Всеволода Большое Гнездо не начнут кровопролитную войну за власть над всеми русскими землями. Пока в 1237 г. не замаячит под Рязанью конница Батыя... Но это уже совсем другой этап нашей истории.