Самомаркетинг — это управление своей судьбой

Когда мы говорим о маркетинге, то вы, наш внимательный читатель, можете решить, что речь идет только о товарах или услугах, то есть о предметах неодушевленных. Но мы хотим вам рассказать также о маркетинге своей судьбы. Ведь каждый, кто добился чего-то важного в своей жизни, занимался самомаркетингом.

Это история человека, которого сегодня знают все. История Терминатора, ставшего Губернатором. Вы, наш дорогой бизнесмен, конечно же, знаете его имя. Это Арнольд Шварценеггер, всемирно известный актер и нынешний губернатор Калифорнии. Его карьера — типичный пример самомаркетинга.

Родился он в маленькой австрийской деревушке. Строгий папа-полицейский поднимал сына в шесть утра на зарядку и не кормил завтраком, пока мальчик не отжимался в течение 15 минут. Мозги папа тоже загружал: вечером в выходной парнишка должен был написать сочинение на 10 страниц (!) о том, как он провел день. Отец Арнольда старался привить сыну два важнейших жизненных принципа: нужно быть сильным и нельзя быть праздным.

Однажды деревенский подросток увидел фотографию мускулистого спортсмена Рега Парка, "мистера Вселенная", игравшего в американских фильмах роль Геркулеса, и тоже захотел быть сразу всем: чемпионом, кинозвездой и удачливым бизнесменом.

Начать он решил с бодибилдинга, завалив свою комнату плакатами с изображениями обнаженных торсов, бицепсов и трицепсов, журналами, вырезками из газет, и рассорился с родителями, которые решили, что это извращение. Пока другие мальчишки бездумно проводили свои свободные дни, Арнольд занимался в местном спортзале. Клуб, где находился спортзал, не отапливался, и в морозы руки Арни буквально примерзали к грифу штанги. Возможно, это миф, но именно тогда Арнольд начал ловил кайф от своего отражения в зеркале и впервые почувствовал, что такое контроль над своей жизнью.

Его усилия не пропали даром. В восемнадцать лет Арнольд Шварценеггер выиграл первое в своей жизни соревнование и получил титул. Между прочим, тогда он служил в армии, на конкурс его не пускали, но упрямый силач удрал с военной базы — и отсидел на гауптвахте, уже будучи "Мистером Европа".

Он выиграл несколько крупных турниров, получил титул лучшего бодибилдера Европы, через год стал самым молодым "Мистером Вселенная" и завоевывал этот титул пять раз. Что еще было покорять? Разве что Америку и Голливуд, чтобы осуществить свою мечту сняться в кино.

С помощью одного известного спортсмена Шварценеггер создал миф о том, что он — самый что ни на есть шекспировский актер из Европы, и даже ходил на актерские курсы. В титрах своего дебютного фильма "Геркулес в Нью-Йорке" Шварценеггер появился под псевдонимом Стронг. Правда, у него был такой чудовищный акцент, что его дублировали. Короче, это был провал. Но упрямый и целеустремленный Арнольд, составив план завоевания Голливуда, принялся штурмовать киношный Олимп, как спортивный.

Вот тут-то и пригодились ему самоотдача и дисциплина, приобретенные при занятиях бодибилдингом. Арнольд знал, что если будет терпелив, то медленно и верно достигнет своей цели. Развивая свой имидж, Арнольд Шварценеггер зачастил в популярное среди знаменитостей бистро "Елейнз" — и научился вести светские беседы; стал интересоваться современными тенденциями искусства — и подружился с Энди Уорхолом. Он даже попал на обложку журнала Cosmoпосле того, как стал одеваться у модного нью-йоркского модельера. Правда, говорят, что первую свою беседу с известным продюсером Дино Де Лауренти-сом он провалил... Зато вторая их встреча закончилась приглашением Арнольда на главную роль в фильме "Конан-варвар". После бешеного успеха картины со Шварценеггером заключили контракт на пять фильмов. Дино предложил Арнольду по $10 млн за фильм.

Самое главное в карьере Арнольда Шварценегера даже не то, сколько раз он завоевывал титул "Мистер Олимпия", хотя за каждым титулом стояли месяцы и годы тренировок. Достойно восхищения упорство, с которым молодой европеец завоевывал Америку, причем не только рельефом мускулатуры. Шварценеггер окончил университет и получил степень бакалавра по экономике, доказав, что мозги — это тоже мышцы и тоже поддаются тренировке.

Получив образование, Арнольд проявил к тому же незаурядную деловую хватку и сообразительность, решив превратить любимое дело в бизнес. Он видел, что многие американцы, слишком толстые или слишком ленивые, чтобы заняться спортом, мечтают о ком-то, кто стал бы их спортивным гуру. Идея "здорового образа жизни" стала отправной точкой бизнеса Шварценеггера. Поначалу титулованный бодибилдер торговал видеокассетами и собственными книгами по бодибилдингу. Потом участвовал во всех возможных и невозможных теле- и радиопрограммах, в которых демонстрировал уроки работы над собственным телом. Затем стал давать уроки бодибилдинга звездам Голливуда.

Он зарабатывал хорошие деньги, но мысли о движении вперед не оставляли его. Упорно, как танк, он двигался к Цели — мировой славе. И она, не заставив себя ждать, пришла к Шварценеггеру после того, как Джеймс Кэмерон снял его в роли Терминатора. Сначала режиссер и продюсер предложили актеру занять место положительного героя, но тот отказался, настояв на роли врага человечества. И не ошибся! Замысел "Терминатора" для того времени был фантастичен не только по сюжету, но и по бюджету. После выхода фильма об Арни заговорили как о настоящем герое боевика, присвоив ему новый, на сей раз "народный" титул MisterAction("Мистер Действие").

Сегодня Арнольд Шварценеггер владеет самыми престижными виллами в западной части Лос-Анджелеса и жилым кварталом стоимостью $8 млн. Общепризнано, что у него великолепное чутье бизнесмена. Как только совместный проект с Сильвестром Сталлоне, Деми Мур и Брюсом Уиллисом (сеть ресторанов "Планета Голливуд") стал вызывать у него подозрения, он тут же вышел из числа совладельцев. Некоторые обзывают его скупердяем, но он считает, что нужно не только делать деньги, но и думать, как их с умом потратить, не покупая идиотских игрушек, на которые часто уходит масса денег. Его практицизм вполне объясним: Арнольд с детства не привык к излишествам.

Что еще дополнит картину Терминатора, неостановимо идущего к цели? Женитьба на племяннице Кеннеди, телеведущей NBCМарии Шрайвер. Они познакомились на теннисном турнире имени Роберта Ф. Кеннеди. Арнольд оказался романтиком. Он увез Марию в родную деревушку, чтобы познакомить ее с мамой. А предложение сделал в лодке, где они любовались местным ландшафтом. Мария спросила: "Ты это серьезно?". "Мистер Действие" тут же достал из кармана колечко.

Казалось бы, у 55-летнего миллионера, отца, мужа, кинозвезды и идола мальчишек-спортсменов всего мира есть для счастья все. Но неугомонный Терминатор становится губернатором штата Калифорния! Возможно, он закончил съемки как актер, но началась его политическая карьера.

На примере биографии Терминатора-Губернатора видно, как люди тоже становятся частью маркетинга. Какие выводы из этого напрашиваются?

Арнольд Шварценеггер никогда не был лентяем. Богатство не упало с неба на актера и атлета. Он фанатически работал, прежде чем сообразил, что владеет неким продуктом, товаром или услугой, которые стали необходимы обычным людям. Этот продукт — красивая внешность, мышечная сила, 'решительность в действии и обаяние героя — позволил миллионам обывателей поверить в себя. Именно поэтому Шварценеггер стал успешным и богатым человеком. Путь от деревенского подростка к вершинам политики самой мощной в мире страны достоин уважения. Вот подождите, он еще будет баллотироваться в президенты!..

Если снова вернуться к товарам, то совершенно ясно, что самый короткий ответ на вопрос "Что такое маркетинг?" будет "маркетинг— это реализация бизнес-идей". Хороший маркетолог должен уметь думать за потребителя, подобно тому, как хороший сыщик должен уметь думать за преступника, полководец — за противника, охотник — за свою дичь. И всем им, чтобы добиться успеха, нужно уметь не просто думать, но думать с опережением. Вся разница в том, что и сыщик, и военный, и охотник должны победить своего "клиента", а маркетолог должен своего клиента ублажить, причем лучше, чем это сделают его конкуренты.

Только маркетолог должен не просто думать, а и додумывать за своего потребителя, так как часто потребитель не очень четко представляет себе, чего же он, собственно, хочет. Последнее качество особенно ценно при разработке инновационных товаров. В сущности, маркетолог должен знать своего потребителя лучше, чем тот сам себя знает.