Служебные интриги

С торжественно поднятой рукой и с клятвой говорить правду и только правду на устах часто распространяют сведения, которые сеют недоверие, рождают страхи и подозрения. Парадоксально, но именно «мероприятия», предназначенные для установления дружеской атмосферы в трудовом коллективе,— совместные выезды на природу или на экскурсии, рождественские праздники, совместно отмечаемые дни рождения — это самая благодатная почва для распространения слухов и ложных оценок. Если алкоголь развязал язык и управляющим отдела охота выговориться, наступает час тех, кто умело задает коварные вопросы и из прописных или уклончивых ответов делает свои выводы, которые могут быстро получить широкое хождение.

Интриги в бюро или на предприятии — серьезный вызов производственному климату — опасность, которой трудно противостоять. Редко удается с достаточной ясностью установить источник разрушающей информации, почти никогда не удается своевременным увольнением положить конец интриге, потому что интриган вполне владеет не только оборонительной, но и наступательной тактикой, к тому же чаще всего он сплачивает вокруг себя группу «единомышленников», которые смотрят ему в рот и следуют за ним.

Что же такое интрига? Откуда берутся эти ядовитые помехи? Как можно от них уберечься?

Под интригой мы понимаем «намеренное нечестное запутывание людей, чтобы вынудить их к определенным действиям и нанести ущерб». Интриган руководствуется не только личной выгодой, его может удовлетворить и радость от неприятностей и беды других. Театральные пьесы, и прежде всего эпохи ренессанса, строят свою сюжетную линию на хорошо продуманных и разыгранных коварных замыслах и кознях.

«Женитьба Фигаро» в блестящей форме напоминает нам об этом. Наблюдать за развитием событий из кресла в зрительном зале куда приятнее, чем переживать нечто подобное в собственной конторе в исполнении вполне современных людей. Чем это вызывается?

Неудовлетворенность и самомнение поддерживают огонь в топке

Действителен не только один из основных постулатов учения о мотивации: «Люди хотят ощущать свою значимость!», но и его редакция от противного: «Люди, чувствующие себя недооцененными, стремятся взять реванш».

Мы замечаем: они хотят казаться важными. Это говорит о многом. Они пытаются подчеркнуть свою важность тем, что обладают информацией, неизвестной другим (пусть даже эта информация весьма сомнительного свойства).

Или они все больше входят в роль советчиков и помощников в «шаткой», по их оценке, ситуации.

Особую активность они проявляют тогда, когда успеха добиваются не они, а кто-то другой. Тогда этот другой становится мишенью всевозможных вредоносных акций. Нормальные трудности, «притирки» в совместной работе объявляются признаком производственной недееспособности. Интриган идет и на то, чтобы придержать, а то и вовсе изъять необходимую информацию и материалы. И в довершение всего в дело идет самый излюбленный инструмент из «джентльменского набора» любого мастера интриги — анонимный «сигнал» — письмо или звонок с соответствующей порцией грязи и очернительства.

Подобные «игры» провоцируют управляющие, которые выделяют какую-то группу своих сотрудников или путем лучшего снабжения их информацией, или просто потому, что предпочитают с ними обедать или оставаться после работы. Кое-кто любит, особенно не задумываясь, окружать себя группой особенно прилежных или симпатичных сотрудников. Это тоже «клика», которая почти естественно вызывает появление одной или даже нескольких «контрклик», каждая из которых ведет свою «политику». Неформальные лидеры — это часто люди с неудовлетворенной жаждой власти. Справедливости ради надо сказать, что так же часто это могут быть доброжелательные, вызывающие доверие и достойные доверия люди.

Нехватка информации — избыток слухов!

Есть темы, о которых сотрудники хотят получить исчерпывающую информацию. Чем в большей мере затрагиваются важнейшие потребности людей, как, например, перспектива сохранения рабочих мест, связи с влиятельными фигурами, чувство собственного достоинства, тем выше информационные потребности. В свою очередь чем выше информационные потребности и чем ниже уровень предоставленной руководством достоверной информации, тем больше возникающий вакуум заполняется слухами, домыслами, информацией из вторых рук. Потребности в информации зависят от проблемы и от того, насколько она близка интересам получателей информации. Если речь идет о вашем рабочем месте, ваши информационные потребности будут очень высоки. Если информации из первых рук не хватает, дефицит покрывается из иных источников. Паруса поднимают слухи.

Парадоксально, но факт: ничего не подозревающее руководство чаще всего черпает информацию о том, что происходит в фирме, у самого сплетника. Конечно, интриганы ткут свои сети скрытно. Раньше, чем по официальным каналам что-нибудь поступит в канцелярию шефа, ущерб уже может быть причинен.

Поэтому управляющему просто необходимо развивать свою интуицию для того, чтобы оперативно принимать решения о том, когда необходимо расширять поток предоставляемой сотрудникам информации. Назовем некоторые явные поводы:

  • при персональных перестановках;
  • при изменениях, затрагивающих рабочие места;
  • при мероприятиях, проводимых крупнейшими конкурентами, которые могут повлиять на перспективы развития фирмы;
  • когда собственная организация оказывается в центре всеобщего внимания.

Кто уступает инициативу деятелям «невидимого фронта» и обрекает свою информационную политику на «гонку за лидером», тот первый раунд уже проиграл.