Внутригрупповая динамика

Предположим, что вы руководите несколькими отделами. Чтобы обеспечить эффективную работу групп, можно организовать соревнование между ними: многие люди любят вести борьбу за превосходство и лидерство. Но проблема внутригруппового соревнования состоит в том, что иногда утрачиваются общие цели компании, и люди соревнуются в направлениях, не способствующих достижению ее целей.

Если, например, два отдела производят части одного продукта, но из-за существующего между ними соревнования одна команда саботирует усилия другой, очевидно, вторая окажется лучшей, но компания в целом проиграет.

Для руководителя важно не показывать своей привязанности ни к отдельным работникам, ни к группам, ни к отделам, ни к подразделениям. Даже самый хороший руководитель может вызывать нарекания со стороны своих подчиненных, если в чем-то их взгляды не совпадают. К тому же, как правило, люди, выполняющие работу, не видят недостатков в ее выполнении и во всех своих бедах обвиняют начальника поэтому, пока вы сохраняете нейтралитет и не показываете своего предпочтения группам или отдельным личностям, вы можете объективно оценивать работу коллектива и разрешать проблемные ситуации.

Если в ваших отделах высок дух состязательности, и вы чувствуете, что внутри отдела назревает конфликт, существует ряд мер, которые необходимо осуществить для его предупреждения. Первое — необходимо быстрее создать рабочие группы взаимодействия, в которые вошли бы представители из каждой команды. Проведенный анализ показал, что чем больше люди общаются, обсуждают проблемы, советуются друг с другом, тем быстрее они приходят к взаимопониманию. Очень часто разрушительные мифы о «других» создаются, когда нет достаточной и правдивой информации.

Вполне понятно, что работая вместе, люди привыкают друг к другу, появляется понятие «свой человек». А «своего» нельзя обидеть, надо поддержать, он кажется лучше, чем чужой. Так появляется пренебрежение к идеям и продукции соседей, усиливаются споры и разногласия. Руководитель обязан помочь группам найти общие точки соприкосновения, показать, что в действительности сходства намного больше, чем различия. Если вам надо преодолеть возникшие разногласия, покажите, какие преимущества существуют в каждой группе, и попытайтесь достичь компромисса, используя лучшее обеих групп. Если конфликт сильный, то вы можете объединить членов разных отделов для совместной работы в новую группу для решения возникшей проблемы и разработки путей выхода из конфликтной ситуации. Таким образом вы добьетесь того, что члены такой объединенной группы будут лояльно относиться не только к своей старой группе, но также и к новой, к которой они теперь принадлежат.

Следующие положения являются камнем преткновения для эффективной работы внутри группы:

  1. В группе достигается такое единство, когда ее члены привязываются друг к другу больше, чем сознают это. И чем дольше и успешнее работает такая группа, тем сплоченнее она становится.
  2. Сознание того, что «это моя группа», приводит к возникновению мысли о том, что моя группа лучше других.
  3. Предложения «моей» группы воспринимаются как лучшие по сравнению с предложениями других групп и будут отстаиваться как таковые.
  4. Склонность оценивать предложения своей группы как лучшие приводит ее членов к избирательному слушанию. Когда заслушиваются предложения, исходящие от других групп, слушатели относятся к ним невнимательно и склонны к критике. Когда же заслушиваются предложения своей группы, то критичность снижается.
  5. Возникают ссоры, непонимание между группами, уменьшается вероятность взаимного сотрудничества и усиливается нездоровая состязательность.
  6. При регулировании межгрупповых отношений для достижения необходимого сотрудничества в работе может возникать следующее явление:
  • Если группы работали достаточно долго и их члены знают способности друг друга, то обычно выдвигаются люди, которые хорошо разбираются в поставленных задачах и могут указать пути их решения, но часто они не учитывают способности, умения и желания каждого члена группы при распределении обязанностей. А когда не обращают внимания на межличностные отношения, усиливается дух нездоровой состязательности, возрастает вероятность конфликтов, что в конечном счете приводит к еще большей поляризации отношений.
  • Представители группы относятся гораздо лояльнее к своей группе и не идут на компромисс из страха «продать своих» и отстаивают точку зрения избравших их.

Так как большинство людей скрывает свои истинные намерения, то и группы не выставляют напоказ своих замыслов. Руководителю важно постараться определить, какие намерения у группы и ее членов. Что они в действительности хотят: признания, победы в состязании, повышения зарплаты, дополнительных льгот, свободного времени для различных занятий? Некоторые группы любят проводить время вместе и ищут предлог для встреч, которые не всегда бывают продуктивными для деятельности организации.