Восторги и человеческие различия

Как мы уже говорили, образцово- показательных команд, про которые пишут в журналах, не существует. Действительно, восторги, которыми переполнены книги, статьи и презентации, посвященные командам, вводят нас в заблуждение. Команды не смогут решить всех проблем вашей организации. Ничто не сможет!

Суровая правда такова, что люди в ваших командах ничем не отличаются от людей в других местах. Возможно, они успешны в одной или двух сферах, но в других областях — важных для успеха вашей команды — их достижения весьма посредственны, если не хуже. У членов команды есть свои взлеты и падения. В команде могут оказаться люди, страдающие клинической депрессией, или люди с серьезными личностными проблемами. В команде могут быть те, кого вы просто на дух не переносите, кто когда-то работал невероятно эффективно, но с годами стал медлительнее. Их нейроны действуют теперь не так быстро и стабильно, как пятнадцать лет назад: вероятно, когда-то они пали жертвой алкоголя, несчастного случая или просто времени.

Можно уйти домой вечером в полной уверенности, что ваша команда — лучшая в мире. А на следующее утро узнать, что вашу «звезду» забрали в полицию или она умерла. В вашей команде будут люди, постоянно меняющие свое мнение, у которых, как говорится, семь пятниц на неделе.

Это суровая и тягостная реальность. Мы говорим о ней не для того чтобы лишить вас мужества и уверенности, а чтобы напомнить: производственные проблемы команды — просто отражение проблем обычной жизни.

В восторженных статьях такого не пишут. А мы только что написали.

Все люди разные. Они такие же разные, как отпечатки пальцев, — и не только в чем-то одном: например, кто-то предпочитает куриную грудку, кто-то куриную ножку, а кто-то вообще не ест мяса. Люди разные сверху донизу, справа налево, вдоль и поперек — в том, что они любят и не любят, боятся и радуются, в том, как они мыслят и принимают решения, общаются и рабо­тают.

Команды добиваются успеха тогда, когда признают факт природных различий участников и активно стремятся находить и ценить их.

Когда на семинаре мы начинаем говорить о разных типах личности, часто какой-нибудь энергичный сотрудник из отдела управления персоналом вспоминает опросник Майерс-Бриггс (MBTI). MBTI может показать вам, как вы воспринимаете самого себя, и выдает ваш тип личности — сочетание букв, с которым можно идти по жизни дальше (ISTJ, ENSP и т. д.). Своеобразная психологическая настольная игра. Люди проходят этот тест и получают набор букв, который помогает им понять самих себя и простить тех, кто родился с другими чертами характера. Это очень интересная система, особенно ценная для исследования себя.

Но в команде не важно, как вы воспринимаете себя или что у вас внутри. Важно, как вы себя ведете по отношению к другим людям и какого обращения требуете к себе. У команды обычно достаточно дел и без того, чтобы беспокоиться о духовном мире. Но поведение в команде — это игра по правилам. Устраните непонимание, исправьте сбивающее с толку поведение, добейтесь того, чтобы люди сотрудничали более эффективно. Это выполнимо.

На рабочем месте нас не очень-то интересует, что у человека внутри. В конце концов, это его личное дело. Ценность сотрудника для предприятия выражается прежде всего в том, как он действует и взаимодействует с другими. Чтобы работать вместе, не обязательно друг другу нравиться. Но обязательно ладить лруг с другом.

Дэвид Мерил, психолог из тренинговой компании TRACOM из Денвера, считает, что каждый из нас относится к одному из четырех поведенческих профилей, иди зон. Это очень удобный способ понять поведенческие различия. Можно сказать, что одна из этих зон — ваша «основная база», место, на котором постоянно видят вас другие люди. Вместе четыре «основных базы» составляют общее поле.

АНАЛИТИК

МОТОР

Основная ценность:

Основная ценность:

работает в существующих

Формирует окружение,

Обстоятельствах, повышая

преодолевая сопротивление,

качество продуктов и услуг

чтобы получить немедленные

Ориентация: Мышление.

результаты.

Время: Прошлое.

Ориентация: Действие.


Время: Настоящее.

ДРУЖЕЛЮБНЫЙ

ЭКСПРЕССИВНЫЙ

Основная ценность:

Основная ценность:

Сотрудничает с другими,

Формирует окружение.

добивается того, чтобы все

привлекая других людей и

были вовлечены и хорошо

создавая альянсы, побуждает

чувствовали себя в процессе.

других стремиться к будущим

Ориентация: Отношения.

результатам.

Время: Зависит оттого, с кем

Ориентация: Интуиция.

общается в настоящий момент.

Время: Будущее.

Данная таблица — всего лишь один из множества способов описания многообразной вселенной человеческих личностей. На ней ясно обозначены север, юг, восток и запад. Справа налево она измеряет уверенность в себе, от пассивности до активности, от «спрашивать» до «утверждать». Сверху вниз она измеряет реактивность: контролируем ли мы свои реакции (вверху таблицы) или реагируем эмоционально (внизу таблицы).

Например, «Мотор» сочетает в себе ориентацию на задачу и проективность. «Экспрессивный» — комбинация проактивности и ориентации на отношения. «Дружелюбный» ориентирован на об-щение и реактивен, а «Аналитик» — сочетание реактивности и ориентации на задачу. (Кстати, Харви — «Дружелюбный» с сильной «экспрессивной» составляющей, а Майк — «Экспрессивный» с солидным «аналитическим* элементом.)

Сейчас мы нарисуем образ каждого из типов, а вы подумайте, к какому типу относят вас другие люди.

Аналитики — прежде всего перфекционисты. Это люди, которые не поддаются случайным импульсам и не предпринимают никаких решительных действий до тех пор, пока не придет время. Самая лучшая их черта — в девяти случаях из десяти они оказываются правы, потому что уделяют всему много времени и внимания, размышляют и анализиру­ют. Их сильная сторона — факты. Их основная черта — спокойствие, и она может стать их главным недостатком — превратиться в излишнюю осторожность, которая парализует, но не от страха, а из-за стремления глубоко понять проблему, прежде чем предлагать какое-то решение. Если Аналитика довести до крайности, он бежит в укрытие и отсиживается там до тех пор, пока не прекратится стрельба.

Эпитеты, которыми иногда награждают Аналитиков: критичный, нерешительный, скучный, консервативный, требовательный, моралист, усердный, настойчивый, серьезный, предсказуемый, методичный, организованный.

Дружелюбный — прежде всего «человек среди людей». Он внимателен и эмпатичен. Такие люди — «тепло» этого мира. Они ориентированы па прошлое, на настоящее и на будущее — на все, где у людей есть потребности и где их могут обидеть. Это — лучшие в мире координаторы, потому что они находят время выслушать и понять каждую из сто­рон. Конечно, у них есть и свое мнение, но им интереснее услышать ваше. Их великая сила — понимание отношений. Если загнать их в угол, они, скорее всего, уступят.

Эпитеты, которыми иногда награждают Дружелюбных: соглашатель, неуверенный, заискивающий, зависимый, неловкий, поддерживающий, вежливый, исполнительный, надежный, открытый.

? Мотор — прежде всего человек действия. Он обеими ногами стоит в настоящем моменте и обожает действовать. Его самая сильная сторона — результаты. Если хотите обсудить задачу, разговаривайте с представителями других трех типов; если хотите, чтобы она была выполнена, — поручите ее Мотору. Он не силен в самоанализе, но уж точно не придет домой без куска хлеба с маслом. Он может быть очень самокритичным и возмущается пустой болтовней. Если довести Мотор до крайности, он превращается в тирана.

Эпитеты, которыми иногда награждают Мотор: бестактный, жесткий, твердый, доминирующий, резкий, волевой, независимый, практичный, решительный, эффективный.

Экспрессивный прежде всего хочет представить себе общую картину, всегда ищет в окружающем мире новые перспективы. Ориентирован на будущее, возможно из-за того, что здесь никто не может вернуть его с небес на землю и помешать строить грандиозные воздушные замки. Если хотите получить прямой ответ, Экспрессивный — не лучшая кандидатура. Если же вам нужны интуиция и творчество, в этой сфере он неподражаем. Если хотите устроить сногсшибательную вечеринку, пригласите побольше Экспрес­сивных. Доведенный до крайности Экспрессивный реагирует очень бурно и бросается в атаку. Хотя в девяти случаях из десяти Экспрессивные вежливы и уступчивы, они очень серьезно относятся к тому миру, который создают в своем воображении.

Эпитеты, которыми иногда награждают Экспрессивных: любит манипулировать, легковозбудимый, недисциплинированный, реактивный, эгоистичный, амбициозный, стимулирующий, эксцентричный, энтузиаст, выразительный, дружелюбный.

В командах все эти типы и должны общаться друг с другом. Это ожидание не лишено оснований: все мы — представители углеродной формы жизни, лишенные шерсти и оперения двуногие, и по большей части говорим на одном языке.

Эй, вы что, шутите? Заставить Аналитика находиться в одной комнате с Экспрессивным? Мотор с Дружелюбным? Мотор с Экспрессивным? Представьте себе обед, на котором присутствуют:

  • Неугомонный актер-комик Роберто Бениньи*
  • Застенчивая, серьезная, набожная Мать Тереза
  • Развязная, визгливая судья из комедийного шоу Judge Judy**
  • Самоуверенный интроверт Билл Гейтс
  • Напыщенный и разодетый в пух и прах рэпер Пафф Дэдди
  • Похожий на сову интеллектуал Джордж Уилл***.

Знаете, в такой компании беседа будет буксовать. Все шестеро могут до смерти восхищаться друг другом, но найти общие темы им будет очень непросто. Представьте себе, как бы страдал Джордж Уилл, если бы ему пришлось сидеть рядом с Роберто Бениньи. Или взгляните на выражение лица Билла Гейтса, если судья из Judge Judy станет бить его своим молотком.

Но именно так чаше всего выглядит команда — как случайный набор несовместимых людей. Почти наверняка в такой команде есть реальные проблемы коммуникации.

Мы не в состоянии привести в порядок весь тот хаос в сфере общения, который есть в вашей команде. Но вот несколько идей о том, как вы сами можете улучшить качество собственного общения с другими.

Во-первых, определите свой стиль общения. Вы общаетесь с другими как Аналитик. Дружелюбный, Мотор или Экспрессивный? Возможно, вы выберете один из четырех стилей, но сделаете это неохотно, потому что у каждого стиля есть недостатки и они вам не нравятся.

Во-вторых, адаптируйте свой стиль общения так, чтобы он соответствовал потребностям того, с кем вы разговариваете в данный момент.

Можно ли изменить свои стиль? И да, и нет. Если вы попытаетесь перейти от какого-то одного стиля к противоположному — например, от чисто Анхштического к совершенно Экспрессивному, — у вас из ушей повалит дым. Но можно сгладить крайности свойственного вам стиля и научиться общаться с представителями других стилей.

Вот несколько подсказок. Они помогут вам найти общий язык с каждым из четырех типов.

С Моторами:

  • Говорите коротко и по существу. Помните об «эффективности».
  • Говорите о деле. Избегайте пустой болтовни. Не оставляйте пробелов. Рассеивайте двусмысленность. Не отклоняйтесь от темы. Начнете спекулировать — и тут же потеряете ува жение.
  • Подготовьтесь. Знайте, каковы требования к данной задаче и ее цели.
  • Объедините свои аргументы в один «пакет». Излагайте факты ясно и логично.
  • Будьте вежливы, не ведите себя панибратски. Не демонст рируйте превосходства: Моторы не любят, когда ими управляют.
  • Задавайте конкретные вопросы. Не пытайтесь «выуживать» ответы.
  • Если вы с чем-то не согласны, спорьте с аргументами, а не с человеком.
  • Убеждайте с помощью целей и результатов. Главное — результат!
  • Как только закончили, уходите. Не слоняйтесь рядом с ними без дела.

С Экспрессивными:

  • Во время разговора удовлетворяйте их социальные потребности. Развлекайте, стимулируйте, проявляйте эмоции.
  • Говорите не только о целях команды, но и об их личных це лях.
  • Будьте открыты — сила молчания с Экспрессивными не ра­ботает.
  • Давайте им время. Они наиболее эффективны, когда не спешат.
  • Держите в голове общую картину, а не технические детали.
  • Подкрепляйте свои аргументы конкретными примерами из жизни людей, которых они знают и уважают.
  • Предлагайте специальные условия, льготы и стимулы.
  • Проявляйте искреннее уважение; ни в коем случае не ума ляйте их достоинства.

С Дружелюбными:

  • Говорите неформально — это покажет вашу преданность за даче и им лично.
  • Проявляйте уважение. Дружелюбных обижают любые при­ знаки покровительственного отношения.
  • Слушайте и будьте чутким. Не спешите. Выслушайте всю историю до конца.
  • Не пытайтесь запугивать или угрожать. Ведите себя свободно. Жесткий командный стиль заставляет Дружелюбных закрываться.
  • Чтобы выяснить их мнение, спрашивайте «как».
  • Определите, какой именно вклад в общее дело хотите от них получить.
  • Убедите их и гарантируйте, что принятое решение ни в коем случае не обидит других и никому не повредит. Но не давайте гарантий, которые не сможете выполнить.

С Аналитиками:

  • Заранее продумайте свои аргументы.
  • Не спешите, но будьте настойчивы.
  • Поддерживайте их принципы. Покажите, что цените их вдумчивый подход.
  • Предусмотрите все. Ничего не оставляйте на волю случая, не надейтесь, что «все будет хорошо».
  • Создайте график для любого плана действий. Как можно более конкретно указывайте роли и ответственность.
  • Выражайтесь ясно. Неорганизованность или туманные за явления — очевидная неудача.
  • Избегайте эмоциональных аргументов. Не льстите. Не втирайтесь в доверие. Никаких собраний для повышения духа и энтузиазма.
  • Делайте то, что говорите. Хуже всего в работе с Аналитика ми — нарушить свое слово. Они этого никогда не забывают.

* Бениньи (Benigni) Роберто (р. 27.10.1952), итальянский актер, режис­сер. Известность получил исполнением с подмостков своих забавных монологов, ио многом преступавших общепринятые нормы. — Прим. ред.

** Комедийное телевизионное шоу а США, где высмеиваются абсурдные судебные разбирательства. — Прим. пер.

*** Джордж Уилл — известный в США консервативный подитобозрева-тель, ведет регулярную колонку в журнале Newsweek.