Выставка Натана Савояй в Минске: одни восхищаются, другие говорят, что сами так смогли бы...

Одни восхищаются его шедеврами из Лего, а другие недовольно бубнят про «детский сад», «несерьезное для мужчины занятие» и «где тут творчество, я бы тоже так смог, только жалко время тратить».

Хотя то, что его работы выставляются во многих музеях мира, говорит само за себя.

shvatka.jpgСхватка

velvet_1.jpgНам кажется, это шедевр

В любом случае, стоит заглянуть на четвертый этаж ТРЦ Galleria Minsk — ведь, наконец, уникальную выставку «The Art of the Brick. Искусство Лего» можно увидеть в белорусской столице.

Детям нравится рассматривать яркие скульптуры, состоящие из нескольких тысяч деталек (а для создания динозавра в полную величину их потребовалось аж 60 тысяч).

А для взрослых экспозиция — это повод задуматься о… своей жизни. Это не просо выставка. Это история о том, как можно кардинально изменить все: успешный юрист бросает практику, чтобы… часами складывать конструктор.

velvet_2.jpgРади этого успешный юрист бросил практику

Милое детское увлечение — но еще 15-20 лет назад кто бы всерьез отнесся к мужчине, который заявил бы: «Я буду зарабатывать, возясь с конструктором».

Come on, а как же «правильная» работа в офисе, дарящая зыбкое ощущение стабильности?

Но в итоге Натан имеет миллионы долларов, занимаясь любимым делом. Это его способ самовыражения, который еще и неплохо оплачивается. Согласитесь, история куда более волшебная, чем сказка о Золушке. Шах и мат, реалисты!

Мечтать не вредно, вредно не мечтать — иначе так и останешься в своих серых буднях…

velvet_3.jpgВыставка Натана приехала в Беларусь

Что же известно о самом Натане Саваяй?

Вот о чем Натан говорил с журналисткой thrillist.com:

— Когда ты стал относиться к сборке конструктора как к искусству?

— Более 15 лет назад. Я занимался юриспруденцией в Нью-Йорке. Домой возвращался ночью, и творчество было моей отдушиной — я рисовал, иногда делал скульптуры. Порой собирал Лего. И однажды подумал: можно ли использовать любимую игрушку детства для создания чего-то масштабного?

Сделал сайт, стал выкладывать работы. Они становились все более и более популярными. Настал момент, когда я понял: пришло время бросить юридическую контору и «играть» целый день.

velvet_4.jpgЛего-сфинкс. Такой же величественный

— Ты опирался на чужое мнение, когда решился на этот шаг?

— Многие у меня спрашивают, как у меня хватило смелости на столь отчаянный поступок. Отвечаю, что такое решение должно быть очень осмысленным. Я работал юристом днем, а после 6-8 часов возился с лего. К тому моменту, когда я бросил офис, чтобы стать свободным художником, у меня была уверенность: мое творчество найдет свою публику.

velvet_5.jpgХотели бы себе такого котика?

— Есть ли заказы, которые ты отказался выполнять?

— Да. Как-то меня попросили выполнить урну для праха умершей чихуахуа. Я не хочу быть связанным с этой индустрией.

velvet_6.jpgНеобычная Мона Лиза

— А любимая работа имеется?

— Невозможно выбрать одну. Поэтому я, наверное, скажу, что это будет следующая.

А вот что Натан рассказывал в интервью сайту hreeifbyspace.net.

velvet_7.jpgУдивительная детализация.

— Как долго ты играешь с Лего?

— Мне подарили первый набор лет в 5. Это был универсальный набор: куча шин, дверей, окон и кирпичей. Первым делом построил дом — практически сразу же после того, как распаковал коробку. Понравилось! Когда мне было 10 лет, я безумно хотел завести собаку, но родители отказывались. Тогда я собрал из Лего собаку — в натуральную величину. Я понял, что могу создавать абсолютно все!

Если хотел стать астронавтом, принимался строить космический корабль.

Притворялся рок-звездой — мастерил гитару.

velvet_8.jpgЛего-крик. Необычно!

— Какое максимальное количество деталей ты использовал в одной работе?

— Когда создавал громадный рекламный щит в Голливуде, мне потребовалось около полумиллиона деталек. На «строительство» потребовался месяц.

velvet_9.jpgСколько пазлов ушло на эту работу...

— Это была твоя самая сложная работа?

— Нет, она же двухмерная. Трехмерные гораздо сложнее. А еще трудно (но интересно!) повторять известные произведения искусства, потому что они знаковые. Все знают, как выглядит та же Мона Лиза — поэтому было любопытно: получится ли ее воссоздать так, чтобы люди сразу узнали картину?

Работать с Лего непросто — попробуй подобрать нужные цвета. Детали конструктора — это же не краски, их не смешаешь. Нельзя смешать желтую детальку с синей, чтобы получить зеленую. Однако у меня получается играть с оттенками.

velvet_10.jpgОчень прониктовенная работа

— Приходилось ли когда-нибудь перекрашивать детали конструктора?

— Нет, никогда. Я принципиально использую кирпичики, которые доступны для детей и взрослых в магазинах. Чтобы, если они вдохновятся какой-нибудь моей работой, то могли бы пойти, купить набор, и попробовать воссоздать ее дома.

velvet_11.jpgНевозможно поверить, что это сделано из обычного Лего

— Сколько у тебя сейчас Лего?

— В моей студии около 4,5 миллионов деталей. Их число всегда колеблется: раз в несколько недель дозаказываю несколько тысяч. Нужно, чтобы конструктора всегда было много, — это позволяет не прерывать работу.

velvet_12.jpgДинозавр

pisatel.jpgПисатель

Пожалуй, одна из самых философских скульптур на выставке — это «Схватка».

Красного человека пытаются удержать руки, выступающие из стены. Они крепко держат его, но почему-то зрители уверены: человек сможет вырваться. Вот что написал о работе сам автор:

«Не важно, куда сердце поведет вас, всегда найдутся руки, которые попытаются вас остановить. Главный вызов жизни заключается в том, чтобы найти силы вырваться на свободу. Я создал эту скульптуру в ответ тем многим людям в моей жизни, говорящим мне «Нет». Я хотел вырваться от них на свободу».

VELVET