Выявление особенностей стиля женского менеджмента

Целью исследования было выявление особенностей стиля женского менеджмента. Изучение стилей и стратегий управления женщин-менеджеров строилось на двух основных методических приемах:

а) метод мягкого интервью, используемый для выявления специфики женского менеджмента в оценках самих руководительниц;

б) анкетный опрос управленческой команды и персонала фирмы об уровне удовлетворенности руководством и особенностях женщины-руководителя.

При проведении как интервью, так и анкетного опроса мы не акцентировали внимание на задаче изучения именно женского менеджмента, чтобы не вызвать дополнительных ассоциаций противопоставления. Мы занимали более нейтральную позицию, объяснив респондентам, что изучаем технологии управления российскими компаниями в современных условиях. В процессе мягкого интервью диалог концентрировался вокруг четырех основных фокусов: особенности менеджмента в современных условиях; оптимальные стратегии и стили управления, способствующие успеху фирмы; оценка собственного стиля управления и его успешности для деятельности фирмы; оценки степени эффективности менеджмента со стороны персонала и управленческой команды. Анкетный опрос включал в себя оценку уровня удовлетворенности стилем руководства со стороны персонала и команды, оценку образа эффективного менеджера в сопоставлении с качествами реального руководства, оценку распространенности тех или иных технологий в деятельности женщины топ-менеджера. В выборку исследования, которое проводилось в 1999-2000 гг., вошли 35 женщин-руководителей частных компаний Москвы, в основном обслуживающего профиля (риэлтерские компании, туристические, консалтинговые фирмы, крупные торговые предприятия, в том числе оптовые и др.), с которыми были проведены интервью. Численность персонала в этих фирмах составляла от 15 до 87 человек. В 10 фирмах был проведен анкетный опрос членов управленческих команд и персонала. Всего в опросе приняло участие 148 чел. - 84 женщины и 64 мужчины. В каждой фирме было опрошено от 10 до 18 чел.